В конце ноября прошлого года в районе турбазы Каравелла случился один из самых крупномасштабных за последние годы на Фиоленте обвалов. Большая масса грунта откололась от берега и съехала вниз. Без жертв обошлось только потому, что произошло это в межсезонье. По мнению специалистов, история с обвалами будет иметь продолжение уже в других местах не только Фиолента, но других береговых точек на карте Севастополя.
При спуске на пляж в Царском селе отдыхающих встречают предупреждающие об обвале плакаты. Для тех, кто хочет прогуляться по узкой тропинке вдоль обрыва в сторону турбазы Каравелла, таких плакатов уже не нет, хотя на узкой вдоль моря тропинке есть следы начинающегося оползня.
На днях, жительница Севастополя выложила на своей странице фотографии этой тропы с комментарием: «Вот такие разрывы на тропе по дороге из Царского села к Каравелле. Обвал здесь - это вопрос времени. Будьте осторожны».
Зимняя пустынность «Царского села» обманчива. Тропинка эта популярна у любителей морских видов и закатов или просто у желающих прогуляться вдоль моря круглый год – тем более, что Севастополю вообще остро не хватает мест для прогулок. А летом поток людей здесь постоянный. Но ходить тут явно небезопасно - земляное полотно нарушено, и часть грунта рано или поздно может обвалиться вниз. Долетят ли куски породы до пляжа, неизвестно, но обитателей населенной летом рощицы и кафешки на полке внизу поубивает точно.
На обрывах можно наблюдать не только угрозу оползня. Прямо на краю висят камни, оставшиеся от строительства в ст «Фиолент».
«Это так называемые зеркала оползневых тел - места новых оползней, — поясняет доцент кафедры географии океана филиала МГУ в Севастополе Виталий Лысенко. —
Я делал полную съемку Фиолента в 1998 году, и насчитал тогда порядка 20 оползней. Некоторые остановились, а некоторые продолжаются.
Оползни в районе «Каравеллы» были вызваны тем, что из-за проходки шахты из турбазы к морю поднялся уровень грунтовых вод. Потом оползни пошли и в районе [грота] Дианы — на мысу был большой обвал. Еще большой кусок сошел в районе воинской части между авторынком и “автобатом”. Большой оползень был несколько лет назад в районе Георгиевского монастыря», - рассказал ученый.
В районе Царского села есть трещины и древние оползни, говорит Виталий.
Дома на краю ст «Фиолент» стоят прямо на оползне. Он когда-то разгрузился и остановился, но теперь эти дома дали на него новую нагрузку.
Когда-нибудь строения, несмотря на бетонный фундамент, могут сползти вниз, как когда-то сползла часть дома с павлинами.
Оползни в Севастополе вообще не редкость, напоминает Виталий.
Фиолент, наряду с Качей — обвалоопасный участок, за которым нужно пристально следить. С моря можно увидеть крупные обвалы в районе между Георгиевским монастырем и Мраморной балкой. Оползни есть и в Балаклаве. В центре города есть участки, где ползет дорога, а железнодорожные пути построены и вовсе на оползневых участках.
Большой оползень готовится сойти на ялтинской трассе возле мыса Сарыч.
По словам специалиста, чтобы остановить процесс, при обследовании можно было бы делать дренажные каналы. Мыс Сарыч всегда был районом повышенной оползневой активности — дорогу реконструировали и укрепили, но угроза снова растет.
Фото из архива Виталия Лысенко
Фото из архива Виталия Лысенко
Фото из архива Виталия Лысенко
Между тем, служб, которые занимаются оползнями, в Севастополе сегодня нет. Раньше оползневая служба была, но теперь о ней остались только воспоминания. Поэтому о проблеме сначала трубят, а потом забывают. А оползни продолжаются, за ними надо следить и предотвращать их, закрывая опасные участки для прохода не после обвала, а до него — ведь каждый обвал может повлечь за собой человеческие жертвы. Только этого никто не делает.