Крым разделился на два лагеря. Тех кто частично согласен с Ильей и тех, кто не согласен. Вторых, на мой взгляд больше, и дело тут не в корпоративной крымской солидарности. Так где правда и какая она? Придумали уже и термин для подобного блогерского творчества — Варламовщина.
Я попробую проанализировать объективность его постов — точнее его марш-броска через несколько курортных городов — на примере Коктебеля, а также дам возможность выразить свою позицию тем, кто непосредственно связан с крымским туристической отраслью, но сначала несколько вводных.
- сезон в Крыму отменить не может никто, он есть и будет;
- людей сейчас много, пляжи и дороги забиты;
- цены высокие на все кроме жилья, на любой вкус и кошелек;
- платежеспособный спрос россиян заметно упал, на развлечениях и ресторанах туристы стараются экономить;
- набережные забиты шалманами, орущими дискотеками, в некоторых местах грязно, и это факт, мы с этим только начали системно бороться;
- Крым в составе России уже или еще только два года, важно понять с чем мы имеем дело — с наследим прошлого или безобразием настоящего;
- Варламов — это известный бизнес-блогер, в его постах о крымском туризме видно три четкие линии.
- галопом по Крыму;
- рейтинговые фотошмяки;
- скорее всего, упоминаемые им отели и автопрокаты предоставляли ему свои услуги на определенных договоренностях.
Итак, социальные сети откликнулись на поездку Варламова штормом. Именно этого и добивался Илья. Бизнес-блогеру важен рейтинг, так как рейтинг это реклама. Это нормально, не завидуйте. Труд блогера — это большая работа, но довольно высокооплачиваемая, если ты рейтинговый и работаешь на свободной площадке, где можно монетизировать в том или ином виде свой рейтинг.
С чем не согласен, так это с его однобоким стилем-провокацией с элементами определенной лексики, которая подстегивает горячие головы на вытьё от счастья, что вот он приехал и показал, в каком мы тут де**ме живем. А кто воет-то? Те, кто ни разу не был в Крыму и наблюдает за происходящем у нас с дивана?
Давайте не забывать, что здесь живут люди и для многих туризм это один из источников дохода, будь это большой системный отель или бабушка с койко-местом за 200 руб в сутки. Крымом последние 25 лет никто системно не занимался. Его отдаивали и люди выживали как могли.
Призывая россиян не ехать в Крым Илья делает плохо просто людям, своим соотечественникам, тем, кто работает и своим горбом, без подачек государства зарабатывает на туристах, пусть и не все это делают так, как Илье хотелось бы. Но Илья забывает, что туристы сегментированы не только по платежеспособному спросу, но и по отношению к тому, что у нас есть. Всем нравятся парки, обустроенные набережные и уютные отели, но есть очень много тех, кому нравится именно текущий дурдом с его драйвом и запахом подгорелых чебуреков, которые стоят не всегда 100 руб. штука, как тут писал Илья.
Логистика
Здесь, как я понимаю, у Варламова особенных нареканий не было. Аэропорт, переправа работают, претензий нет, дороги подлатали. У меня лично больше всего претензий к дорогам. Они не соответствуют тому минимуму, который сейчас важен. Много разбитых участков с плохой разметкой, отсюда и высокая аварийность, чего не увидел Варламов из окон арендуемых кабриолетов.
Жилье
В Крыму можно найти отдых на любой вкус, как по цене, так и по условиям. Когда Илья пишет, что нормальную гостиницу дешевле 8000 руб. найти нельзя, то это неправда. Хороший уютный номер сейчас, в сезон стоит от 1500 до 4 000 руб. Все зависит от отеля и места, где вы решили отдохнуть. Действительно, в больших отельных комплексах можно найти эксклюзив и за 50 000 руб в сутки. Но речь идет уже об апартаментах.
Топ-10 городов, которые выбирают туристы в Крыму 2016 г.
По данным компании TVIL.RU, туристы предпочитают Ялту, Евпаториу, Судак, Феодосию, Алушту, Алупку, Севастополь, Гурзуф, Коктебель, и Мисхор.
Туристы Крыма по географии в 2016 г. в бронировании участвуют 180 городов
- Москва — 49%
- Cанкт-Петербург — 12%
- Нижний Новгород — 5%
- Самара — 5%
- Саратов — 5%
- Омск — 5%
- Екатеринбург — 5%
- Ростов-на-Дону — 5%
- Мурманск — 5%
- Челябинск — 5%
55% из них — семейные.
В 2016 г. туристы с детьми предпочитают
- Евпаторию — 14%
- Ялту — 10%
- Судак — 9%
- Феодосию — 9%
- Алушту — 8%
- Алупку — 8%
Выбор туристов с детьми по типу жилья
Большинство предпочитают мини-отели от 5 до 30 номеров или коттеджи.
Самые частые вопросы: парковка, наличие кухни, wi-fi, питания.
Туристы без детей
Ялта — 15%
Судак — 13%
Алушта — 10%
Севастополь — 9%
Евпатория — 8%
Алупка — 8%
Предпочитают в равной степени квартиры и отели.
Средний чек и продолжительность бронирования в 2016 г
— Средняя продолжительность пребывания стала дольше на 3 ночи по сравнению с 2015 г.
— Средний чек вырос на 10% по сравнению с 2015 г.
Цена — по дням — по регионам
- Евпатория: 22 357 рублей = 17 ночей
- Феодосия: 21 275 рублей = 14 ночей
- Судак: 21 019= 14 ночей
- Алушта: 20 366= 14 ночей
- Большая Ялта: 19 600= 13 ночей
Илья не понимает структуру мест размещения в Крыму. Пропорция — 80/20. 80% — это малые отели и частный сектор. Только 20% туристов предпочитают отели с развитой инфраструктурой, организованным питанием и покупают пакетные туры. Многим нравится дикий отдых и их устраивает то, что они видят, но конечно хотят большего.
В любимом мной Коктебеле достаточно много приличных предложений. Если нужен комфорт и сервис, вот парочка отелей, которые тут на слуху.
CRISTAL — современный и довольно необычный
LEXX — один из лучших крымских отелей.
Арт-Отель — очень хороший отель в прекрасном парке у моря. Цена в сезон около 6000 руб, не в сезон 1900 руб. за номер.
Морской конек — ( тут на прошедших выходных остановился мой приятель из Москвы с друзьями за 2800 за номер с завтраками, был очень доволен).
А есть и такие скворечники на берегу моря по цене 2000 руб. в сутки.
Или такие, но загрузка 100%.
А вот мнение одного из менеджеров отеля, (Коктебель, 120 номеров), в который я обратился за комментариями.
— Как вы оцениваете загрузку вашего отеля в этом сезоне и прогноз на август-сентябрь?
— Загрузка в этом сезоне не ниже прошлогодней. Июль и август заняты полностью, сентябрь пока на 50%.
— Почувствовали вы «открытие Турции»?
— Турцию не почуствовали.
— Так ехать или не ехать в Крым отдыхать? Неужели все так плохо?
— В Крым надо ехать, только тщательно выбирать куда и в какой отель, чтобы потом не разочаровываться. А вообще, как говорит наш директор, Крым с трассы не видно побывайте в окрестностях, он многогранен и интересен, где бы вы ни были, увидите много интересного
— Чем недовольны ваши постояльцы? На сколько ожидания ваших гостей соответствуют тому, что они видят у вас в отеле и Коктебеле?
— Основные жалобы постояльцев не связаны с отелем. Проблемы и недовольство связаны с поселком. Ожидания связанные с отелем как правило полностью оправданы, а зачастую даже и превышают их ожидания, а вот контраст отеля и Коктебеля их немного прибивает после похода на набережную, пляжи. Многие потом предпочитают не выходить с территории.
Питание
Тенденция этого года в области общепита в том, что большинство отдыхающих предпочитают массовый дешёвый общепит. Заметно снизилась посещаемость ресторанов, а так же сумма чека.
Очень вкусное место, но народу мало.
У людей просто нет денег, точнее не у всех, и количество этих всех стало гораздо меньше, но это претензия не к Крыму, а к нашей экономике в целом. Я могу себе позволить общепит любого уровня, но каждый день столуюсь в этом небольшом Бистро в центре Коктебеля.
Вкусно, быстро, хороший сервис и довольно бюджетно. Вот фото с одного из моих обедов.
Окрошка и борщ, компот из шиповника.
Котлета по крымски с гарниром.
А вот цена вопроса. Все бюджетно, но очень вкусно.
Так что если вам нужно вкусно и недорого покушать, то добро пожаловать в Крым, в Коктебель. При Украине цены на продукты были ниже, это факт, но жилье стоило гораздо дороже. Сейчас получилось наоборот. Жилье стало дешевле, а вот продукты и алкоголь выросли в цене раза в два. Но, увы, с этим сейчас ничего сделать нельзя. После открытия моста ситуация изменится, уверен.
Развлечения
С этим проблем совсем никаких. Экскурсии, покатушки на бананах, дискотеки, аквапарки, дельфинарии и знаменитый парк львов Тайган и ялтинский зоопарк Сказка, принадлежащие Олегу Зубкову. Посещаемость этих объектов развлечений немного ниже, чем в том году, в среднем на 15-20%, но тут та же причина — у россиян скромные бюджеты на отдых.
Например, мой любимый Коктебель. Что он может предложить туристу?
Аквапарк.
Дельфинарий.
Аквариум.
Картинг и обзорное колесо.
Морские экскурсии к Золотым воротам.
Экскурсии по Крыму.
Полеты на горе Клементьева.
Музей Максимилиана Волошина.
Ночные клубы и дискотеки.
Водные виды развлечений.
Джип-туры.
Тихая бухта. Фото сделано осенью, людей, конечно, нет.
Есть места дле медитации и чаепитий.
И многое другое. В каждом регионе есть свои достопримечательности. Крым довольно небольшой, и за один день можно посетить несколько мест. Кстати, в Феодосии можно сходить в музей Айвазовского, Грина, Древностей, Крепость, дом Стамболи и многое другое, на что просто не хватит отпуска. Так что есть развлечения на любой вкус, возраст и кошелек.
Пляжи
Пляжи в Крыму разные. Мы активно боремся за то, чтобы они были общедоступные. Когда Варламов фотографировал пустой пляж в Судаке — это закрытый лечебный пляж Ток Судак.
Вот в Коктебеле пляж на окраине.
А вот под Кара-Дагом в один и от же день.
То есть, если разобраться, то единственная проблема — это не везде обустроенные пляжи, шалманы и в некоторых местах не всегда вовремя убранный мусор, но его убирают. Мусорим мы сами и претензии надо предъявлять к самим отдыхающим, а не к властям, которые физически не успевают убирать.
Такая же проблема есть на любом курорте и не только в России. В отеле, где я был, каждая травинка причесана и уборщики работают с утра до ночи, но это стоит денег: около 7000-8000 руб по системе всё включено в ТОП сезона. Безусловно, пляжи должны убираться, мусор вывозиться, но на это нужны деньги.
Называя себя крымчанином, Варламов лукавит. Что бы быть крымчанином надо жить здесь и сейчас, работать на благо Крыма, бороться за него, а не раскидываться на вентилятор. Как он сам признает наскоками, но наскоками можно только шашкой помахать. Может, Варламову стоит сюда приехать, если он себя называет крымчанином и, используя свои рейтинги, помогать и продвигать Крым, если он действительно хочет быть крымчанином?
В заключении два небольших комментария от людей, которые делают туризм в Крыму реальностью:
Алексей Черняк — возглавляет профильный комитет по туризму и курортам в Госсовете Крыма, мой давний оппонент, которого я много критиковал и ругал, но в жизни замечательный, общительный и интересный собеседник. Мы с Алексеем встретились несколько дней назад в кафе и обсудили происходящее в Крыму.
— Алексей, так ехать в Крым или не ехать? Может Варламов прав, что Крым это не место для туризма?
— Нет, Варламов не прав, это абсолютно точно. Миллионы россиян выбирают Крым, это факт. В Крыму два моря (Черное и Азовское), почти 15000 туристических объектов (дворцов, музеев, парков, памятников, заповедников, и т.д. и т. п). И все это на сравнительно маленьком пространстве. Такого нет нигде в мире! На полуострове множество современных отелей, спа, аквапарков. Кстати, аквапарк «Банановая республика» имеет самую большую водную горку в Европе. А уникальный парк львов Тайган? А экзотические фермы — страусовые, козьи, ослиные, а различные аквариумы? Про лечебную составляющую можно вообще говорить очень долго. Приведу только один пример: военный клинический санаторий имени Пирогова в Саках, в котором в этом году пройдут оздоровление и лечение представители 60 стран мира. И это невзирая на санкции и медийную «грязь»! Про природу и винный туризм даже начинать не хочу, времени много уйдет. А города-герои Севастополь и Керчь! А возможность прикоснуться к современной истории: приехать и посмотреть, как строится Керченский мост, а потом показывать фото внукам…. Вы все это хотите увидеть? Тогда добро пожаловать в Крым! Крымчане всегда рады гостям. Кстати, некоторые «доброжелатели» в соседней стране ищут способы затруднить своим гражданам поездки в Крым. Наверное, боятся, что они насмотрятся на нашу действительность, перестанут верить пропаганде, и потеряют всякую «свидомость». И тогда никакой Варламов не поможет.
— Как вы думаете, что вызывает у него такой резкий, практически сплошной негатив? Особенно меня удивило то, что называя себя крымчанином он призывает не ехать в Крым.
— Вообще-то это лучше спросить у самого Варламова. Думаю, что крымчане так отзываться о своей малой Родине никогда не будут. Это не значит, что все у нас идеально, мы прекрасно видим те недостатки, которые у нас есть. Но мы любим свой край и стараемся сделать все, чтобы наш Крым стал лучше. Если говорить о сфере туризма, то у нас есть как отели с сервисом мирового уровня, так и заведения, которые, к сожалению, пока не могут удовлетворить запросы взыскательного российского туриста. Но и Москва не сразу строилась. Не забывайте, что киевская власть на протяжении почти четверти века ничего не вкладывала в Крым, а только грабила и эксплуатировала полуостров. Но изменения к лучшему есть, это огромные изменения, не видеть их может только слепой или тот, кто просто не хочет ничего видеть. Мы приглашаем гостей приезжать и получать удовольствие от Крыма и сегодня, и через год, и через два. Тогда у вас будет возможность лучше оценить позитивные изменения, которые у нас происходят.
— Кто виноват в происходящем в Крыму? Крымские законодатели или исполнители, что в последние два года ситуацию усугубилась? Что менять нужно?
— Ну, во-первых, абсолютно не согласен с тем, что ситуация в последние два года усугубилась. В чем она конкретно усугубилась? Наоборот, Крым постепенно преодолевает украинскую разруху. Вы ведь знаете, как банкротились предприятия и санатории чтобы потом их продать, как уничтожались виноградники, заповедники и многое другое. Умудрились даже продать несколько пляжных территорий в частные руки несмотря на то, что украинские законы это запрещали. Думаю, важно сейчас не искать виноватых, а начинать с себя. Каждый на своем месте должен просто выполнять свою работу, честно и добросовестно. Начинать надо с элементарных вещей — не кидать мусор мимо урны, платить налоги и не жить одним днем. Это касается всех нас.
— Вы как законодатель, что можете сделать, чтобы решить одну из ключевых проблем — варварскую застройку побережья? Может, каких-то законов не хватает?
— Прежде всего, замечу, что большинство объектов получили разрешение на строительство еще при Украине. Сейчас идет проверка, и по каждому объекту будет принято соответствующее решение. Глава республики уже дал ответ: осенью по итогам проверок будет принят ряд мер, и очень серьезных. При необходимости мы внесем нужные изменения в законы.
— Что делать с пляжами, которые хоть и в общем доступе, но те, кто их в этом году взял в аренду просто варварски забили их батутами, пластиковыми лежаками, надувными горками и прокатом?
— Если есть нарушения, надо разрывать договора. В каждом регионе мои коллеги проводят мониторинг и предоставляют информацию для Председателя Государственного Совета и Главы Республики Крым. И если вы видите такие нарушения, фотографируйте и присылайте на электронную почту в комитет, который я возглавляю. Адрес: tourism@crimea.gov.ru. Информация ляжет на стол первым лицам.
— Крымские шалманы уничтожают основной ресурс Крыма набережные, пляжи, парковые зоны. Так их сносить или оставить?
— Сносить! Необходимо подготовить и согласовать с общественностью схему размещения торговых мест в рамках единого архитектурного облика каждого курортного региона или города.
— Может, действительно взять тайм-аут на два три года, навести порядок, и потом приглашать туристов?
— Это глупость какая-то. Как мы можем закрыть Крым от тех, кто хочет его увидеть, насладиться его красотами, поправить здоровье, в конце концов? А что мы скажем тем, кто честно работает, у кого достойные объекты размещения, рестораны, магазины и т.д.? Нет, все надо делать параллельно. И туристов принимать, и порядок наводить. Как показывает наша налоговая, мы идем с большим опережением графика пополнения бюджета. Это говорит о том, что многие объекты выходят из тени, легализуются. Наша задача — им помочь.
— Почему в Крыму не умеют работать с блогерами, ведь это мощнейший инструмент продвижения?
— Почему не умеют? Мы же с вами работаем. Есть конструктивная критика, есть положительные результаты. Да и в ситуации с Варламовым то же можно найти плюсы, ведь он поднимает злободневные проблемы. Недавно он написал положительную статью, но «друзья» Крыма не пиарят его положительные заметки на Украине и в других странах. Но зато россияне почитают. Так что, пусть блогеры спорят о Крыме, даже если это спор как у Варламова — с самим собой. Для людей любопытных это еще один повод приехать и посмотреть на Крым своими глазами.
— Еще один вопрос про Коктебель. Ваше отношение к таким постройкам около одной из достопримечательностей «Страна Коктебель»? Это нормально? Этим мы увеличиваем туристический потенциал Крыма?
— Я бы не советовал строить в обход закона. Мы не на Украине, слава Богу. Вариант — построю, а потом через взятки или суды узаконю, а пока суд да дело буду тут зарабатывать — не пройдет! Не рискуйте. Правда, люди привыкли к безнаказанности, а точнее, к тому, что можно от всего откупиться. Это уже психология. Она мгновенно не меняется. Но ждать, когда что-то изменится, мы не можем. Так что без непопулярных решений, скорее всего, не обойдемся. Этот ответ касается и Коктебеля. И как я уже говорил, необходимо подготовить и согласовать с общественностью схему размещения торговых мест в рамках единого архитектурного облика каждого курортного региона или города. То что вы показали, мягко говоря, не в стиле Коктебеля, джаза, вольного ветра с горы Климентьева …!
Разбираясь в вопросе, я не мог не обратиться к Министерству курортов и туризма республики Крым, поэтому задал вопросы Анне Нерозиной, начальнику управления маркетинга и развития Министерства курортов и туризма Республики Крым. Полный вариант беседы есть ЗДЕСЬ.
— Как вы оцениваете 2016 год?
— Это трудный год. Год поиска системных решений. Год медленного, но верного поворота от «тушения пожаров» к планомерной работе. В этом году лучше всех чувствует себя санаторно-курортный комплекс. Многие санатории, особенно в Саках и на ЮБК, загружены до конца года. «Образцово-показательная» загрузка у премиум-сегмента: например, пятизвездочные отели «Мрия», «Крымский Бриз», с закрытыми территориями и своим маленьким luxury-миром.
Хорошая загрузка у отелей уровня 3-4 звезды, которые предлагают комплекс услуг для семейного отдыха — «Порто Маре», «Golden», «Империя», «Левант» и др. Вынуждена подчеркнуть, что хорошо загружены только те отели, где грамотно выстраивается коммуникационная и ценовая политика.
У небольших, частных отелей по всему Крыму есть проблемы. И с загрузкой, и с сервисом. Этот сегмент бизнеса, привыкший к «легким деньгам», дает самый большой поток жалоб. Именно здесь никто не занимался системным построением продаж, и ждали, что «придет лето-приедут туристы-привезут деньги».
— Сколько реальных туристов вы ожидаете в этом году?
— Ранее уже были озвучены цели — порядка 6 миллионов. Но чем дальше, тем больше мы будем говорить о качестве, а не о количестве. Мы искренне рады всем гостям, но оценивать результаты отрасли нужно по финансовым показателям и динамике развития, а не «по головам». Благодаря аналитике мы уже видим, что этот год порадует суммарными финансовым показателем по налогам.
— Проводили ли вы опросы по удовлетворенности туристами не только средствами размещения и сервисом, а и тем, где они гуляют, купаются, проводят свободное время?
— Опросы, как и другие исследования, стали постоянной формой нашей работы. До 10 числа каждого месяца мы формируем аналитические выводы за предыдущий месяц, и потому получаем возможность реагировать на системные сбои рынка.
— Как вы оцениваете материал Варламова про Крым и его позицию, что «ехать сюда не надо»?
— Мы благодарны всем блогерам и журналистам, которые неравнодушны к Крыму. Но публикации Ильи Варламова поразили однобокостью подхода — согласитесь, крайне странно, когда профессиональный журналист дает ряд постов подряд со сплошным негативом. Здесь в любом случае есть некая причина такого субъективного подхода — а заказ это или погоня за рейтингом, нам не интересно.
Одно мнение, пусть даже выраженное в топовом блоге, мало влияет на ситуацию в индустрии. Потому политика нашего министерства — открытость к сотрудничеству со всеми экспертами, блогерами, писателями, журналистами, готовыми инвестировать свой опыт и знания в развитие Крыма как привлекательного курорта.
— Может, это поверхностный взгляд на реальные проблемы и чисто пиар ради рейтингов?
— Одна из аксиом PR — «хоть ругайте, только имя правильно назовите, когда пишете о нас в прессе». Потому, по законам маркетинга, главное, чтобы множество умных и честных людей высказывалось о Крыме. Любое мнение помогает Крыму развиваться, даже если оно кажется необъективным и излишне критичным.
Блогеры — народ вообще очень романтичный и впечатляющийся. Ничего не поделаешь, трансляция болезненных впечатлений всегда и всем приносит гораздо большую популярность, чем методические рекомендации. Ходить по побережью и ужасаться достаточно просто, но задача органов власти — не эмоционировать, а создавать четкую систему управления и реагировать на проблемы.
— Вот вы занимаетесь продвижением Крыма, но как вы можете влиять на то, что происходит на местах? А там чистый беспредел. Пляжи заняты батутами и лодками, неубранный мусор.
— Безусловно, достаточно много мест в Крыму, требующих самого серьезного внимания. Есть и такие, где, действительно, маловато порядка. Для нас такие «зоны беспредела» — предмет самого пристального внимания.
Министерство выполняет огромное количество собственной системной работы: от аттестации экскурсоводов и проведения семинаров по сервису для отелей полуострова до колоссального объема документации по ФЦП и рассмотрению инвестпроектов. Нужно ли влиять «на места»? Конечно, нужно!!! Например, один из инструментов влияния, который мы используем — построение тесных рабочих отношений с местными администрациями.
— Может, пора сделать Минтуризма главным министерством Крыма?
— Минкурортов, несмотря на огромный перечень наших задач, отвечает за конкретную сферу предоставления туристических услуг, за их уровень и качество. Но для туриста чистота пляжа, сервис отеля и хамство в соседнем магазине формируют единую картину отдыха. Более того, гостю Крыма абсолютно все равно, какое министерство за что отвечает. Потому мы все вместе, все министерства и ведомства, отвечаем как за улыбку туриста, так и за его огорчения.
— Так ехать или не ехать в Крым? Ваши аргументы, как убеждать людей будем?
— Ехать в любом случае лучше, чем сидеть дома, смотреть телевизор и читать блоги, пусть даже самые топовые. Мерцание монитора неспособно передать магию заката на морском берегу, а эмоциональность блогеров уводит от возможности получить собственные эмоции. Думаю, что Крым нужно видеть своими глазами, лично пережить впечатления от встречи с Крымом, дышать воздухом Крыма, погружаться в дымку его гор и покой его ночей.
Так что судите сами — ехать в Крым или нет. Я считаю, что в Крым надо ехать. При всех наших проблемах — это одно из самых прекрасных мест. Смотря на поток машин с переправы, я понимаю, что Крым будет любим и востребован россиянами. Они будут сюда ехать, главное, что бы были деньги в стране. Удивляют и украинцы, которые в этом году пробиваются через пробки на таможне. Едут и едут в большом количестве.
У меня есть желание сделать не марш-бросок, а проехаться по Крыму, его городам и курортам, свернуть с обочины и показать настоящий Крым. Но это большой и дорогой проект который надо готовить.
И еще, готов встретиться с Ильей в эфире и объективно с ним поспорить по поводу его позиции. Это вызов. Жду ответа, Илья.