Еще один крымский блогер ответил Варламову

В Крыму продолжают обсуждать серию критических постов топового российского блогера Ильи Варламова о полуострове. На этот раз ответить ему решил живущий в Коктебеле предприниматель и общественник Александр Горный. Вооружившись фактами и цифрами, он доказывает, почему ехать в Крым — надо, и почему это не так уж дорого.
Александр Горный
27.07.2016

На полуострове горячо обсуждают фотоотчеты Ильи Варламова, которыми здесь, здесьздесьздесь и здесь не раз делились «Примечания». Александр Горный, недавно получивший предложение стать главой Коктебеля, решил проанализировать мнение ведущего блогера Рунета на тему Крыма.

Я попытался собрать мнения людей, которые непосредственно занимаются крымским туризмом и его развитием, обобщить свои наблюдения. Не  спорю, проблемы есть, об этом сам очень много пишу, критикуя власти за конкретные и системные проблемы. Иногда слышат, иногда нет, но боремся системно и  постоянно. Цель этого поста не защита Крыма от Варламова, а попытка объективно разобраться в его призыве не ехать отдыхать в Крыму, так как хдесь судя по его материалам крокодилы по улицам ходят и отдыхают. Так ехать или не ехать? Вот в  чём вопрос. Для меня, как и для миллионов людей ответ очевиден — ехать.

Было, конечно, приятно, когда Илья в радиоэфире цитировал мои посты, так как будучи не крымчанином и не живя здесь, будучи человеком мира, он вряд ли в курсе того, что у нас тут по факту происходит, уверен на 100%. Слишком поверхностный взгляд и даже не туриста, который сюда приехал на пару недель, а блогера, который проскочил через весь Крым за неделю, выхватывая на камеру проблемные места. Набор выборочных фото и громких реплик не всегда в тему и по сути. Читая его,  понимаешь, что в Крыму всего парочка приличных отелей, в Судаке почему-то все хорошо, а везде разруха и грязь, совок, а счета за покушать такие, что ни один нормальный не поедет отдыхать увидев такое. Очень часто задумываешься о  блогерской этике, которая безусловно должна быть, особенно в материалах тех, кто волей случая и труда стал рейтинговым.

Итак, Илье удалось раздраконить крымчан и крымских чиновников и это хорошо в любом случае, если бы не одно но. Драконить можно по-разному. Мне очень интересно было наблюдать реакцию крымчан, которые жарко обсуждали это в социальных сетях, да и в личных беседах не обходилось без эмоций.

Крым разделился на два лагеря. Тех кто частично согласен с Ильей и тех, кто не согласен. Вторых, на мой взгляд больше, и дело тут не в корпоративной крымской солидарности. Так где правда и какая она? Придумали уже и термин для подобного блогерского творчества — Варламовщина.

Я попробую проанализировать объективность его постов — точнее его марш-броска через несколько курортных городов — на примере Коктебеля, а также дам возможность выразить свою позицию тем, кто непосредственно связан с  крымским туристической отраслью, но  сначала несколько вводных.

  1. сезон в Крыму отменить не может никто, он есть и будет;
  2. людей сейчас много, пляжи и дороги забиты;
  3. цены высокие на все кроме жилья, на любой вкус и кошелек;
  4. платежеспособный спрос россиян заметно упал, на развлечениях и ресторанах туристы стараются экономить;
  5. набережные забиты шалманами, орущими дискотеками, в некоторых местах грязно, и это факт, мы с этим только начали системно бороться;
  6.  Крым в составе России уже или еще только два года, важно понять с чем мы имеем дело — с наследим прошлого или безобразием настоящего;
  7. Варламов — это известный бизнес-блогер, в его постах о крымском туризме видно три четкие линии.
  • галопом по Крыму;
  • рейтинговые фотошмяки;
  • скорее всего, упоминаемые им отели и автопрокаты предоставляли ему свои услуги на определенных договоренностях.

Итак, социальные сети откликнулись на поездку Варламова штормом. Именно этого и добивался Илья. Бизнес-блогеру важен рейтинг, так как рейтинг это реклама. Это нормально, не завидуйте. Труд блогера — это большая работа, но довольно высокооплачиваемая, если ты  рейтинговый и работаешь на свободной площадке, где можно монетизировать в том или ином виде свой рейтинг.

С чем не согласен, так это с его однобоким стилем-провокацией с элементами определенной лексики, которая подстегивает горячие головы на вытьё от счастья, что вот он приехал и показал, в каком мы тут де**ме живем. А кто воет-то? Те, кто ни разу не был в Крыму и наблюдает за происходящем у нас с  дивана?

Давайте не забывать, что здесь живут люди и для многих туризм это один из источников дохода, будь это большой системный отель или бабушка с койко-местом за 200 руб в сутки. Крымом последние 25 лет никто системно не занимался. Его отдаивали и люди выживали как могли.

Призывая россиян не ехать в Крым Илья делает плохо просто людям, своим соотечественникам, тем, кто  работает и своим горбом, без подачек государства зарабатывает на туристах, пусть и не все это делают так, как Илье хотелось бы. Но Илья забывает, что туристы сегментированы не только по платежеспособному спросу, но и по отношению к тому, что у нас есть. Всем нравятся парки, обустроенные набережные и уютные отели, но есть очень много тех, кому нравится именно текущий дурдом с его драйвом и запахом подгорелых чебуреков, которые стоят не всегда 100 руб. штука, как тут писал Илья.

Логистика

Здесь, как я понимаю, у Варламова особенных нареканий не было. Аэропорт, переправа работают, претензий нет, дороги подлатали. У меня лично больше всего претензий к дорогам. Они не соответствуют тому минимуму, который сейчас важен. Много разбитых участков с плохой разметкой, отсюда и высокая аварийность, чего не увидел Варламов из окон арендуемых кабриолетов.

Жилье

В Крыму можно найти отдых на любой вкус, как по цене, так и по условиям. Когда Илья пишет, что нормальную гостиницу дешевле 8000 руб. найти нельзя, то это неправда. Хороший уютный номер сейчас, в сезон стоит от 1500 до 4 000 руб. Все зависит от отеля и места, где вы решили отдохнуть. Действительно, в больших отельных комплексах можно найти эксклюзив и за 50 000 руб в сутки. Но речь идет уже об апартаментах.

Топ-10 городов, которые выбирают туристы в Крыму 2016 г.

По данным компании TVIL.RU, туристы предпочитают Ялту, Евпаториу, Судак, Феодосию, Алушту, Алупку, Севастополь, Гурзуф, Коктебель, и Мисхор.

Туристы Крыма по  географии в 2016 г. в бронировании участвуют 180 городов

  • Москва — 49%
  • Cанкт-Петербург — 12%
  • Нижний Новгород — 5%
  • Самара — 5%
  • Саратов — 5%
  • Омск — 5%
  • Екатеринбург — 5%
  • Ростов-на-Дону — 5%
  • Мурманск — 5%
  • Челябинск — 5%

 55% из них — семейные.

В 2016 г. туристы с детьми предпочитают

  • Евпаторию — 14%
  • Ялту — 10%
  • Судак — 9%
  • Феодосию — 9%
  • Алушту — 8%
  • Алупку — 8%

Выбор туристов с детьми по типу жилья

Большинство предпочитают мини-отели от 5 до 30 номеров или коттеджи.

Самые частые вопросы: парковка, наличие кухни, wi-fi, питания.

Туристы без детей

Ялта — 15%

Судак — 13%

Алушта — 10%

Севастополь — 9%

Евпатория — 8%

Алупка — 8%

Предпочитают в равной степени квартиры и отели.

Средний чек и  продолжительность бронирования в 2016 г

—  Средняя продолжительность пребывания стала дольше на 3 ночи по сравнению с 2015 г.

—  Средний чек вырос на 10% по сравнению с 2015 г.

Цена — по дням — по регионам

  • Евпатория:         22 357 рублей = 17 ночей
  • Феодосия:          21 275 рублей = 14 ночей
  • Судак:                21 019= 14 ночей
  • Алушта:             20 366= 14 ночей
  • Большая Ялта:   19 600= 13 ночей

Илья не понимает структуру мест размещения в Крыму. Пропорция  — 80/20. 80% — это малые отели и частный сектор. Только 20% туристов предпочитают отели с развитой инфраструктурой, организованным питанием и покупают пакетные туры. Многим нравится дикий отдых и их устраивает то, что они видят, но конечно хотят большего.

В любимом мной Коктебеле достаточно много приличных предложений. Если нужен комфорт и сервис, вот парочка отелей, которые тут на слуху.

 CRISTAL — современный и довольно необычный

LEXX — один из лучших крымских отелей.

Арт-Отель — очень хороший отель в прекрасном парке у моря. Цена в сезон около 6000 руб, не в сезон 1900 руб. за номер.

Морской конек — ( тут на прошедших выходных остановился мой приятель из Москвы с друзьями за 2800 за номер с завтраками, был очень доволен).

А есть и такие скворечники на берегу моря по цене 2000 руб. в сутки.

Или такие, но загрузка 100%.

А вот мнение одного из менеджеров отеля, (Коктебель, 120 номеров), в который я обратился за комментариями.

— Как вы оцениваете загрузку вашего отеля в этом сезоне и прогноз на август-сентябрь?

— Загрузка в этом сезоне не ниже прошлогодней. Июль и август заняты полностью, сентябрь пока на 50%.

— Почувствовали вы «открытие Турции»?

— Турцию не почуствовали.

— Так ехать или не ехать в Крым отдыхать? Неужели все так плохо?

— В Крым надо ехать, только тщательно выбирать куда и в какой отель, чтобы потом не разочаровываться. А вообще, как говорит наш директор, Крым с трассы не видно побывайте в окрестностях, он многогранен и интересен, где бы вы ни были, увидите много интересного

— Чем недовольны ваши постояльцы? На сколько ожидания ваших гостей соответствуют тому, что они видят у вас в отеле и Коктебеле?

— Основные жалобы постояльцев не связаны с  отелем. Проблемы и недовольство связаны с поселком. Ожидания связанные с отелем как правило полностью оправданы, а зачастую даже и превышают их ожидания, а вот контраст отеля и Коктебеля их немного прибивает после похода на набережную, пляжи. Многие потом предпочитают не выходить с территории.

Питание

Тенденция этого года в области общепита в том, что большинство отдыхающих предпочитают массовый дешёвый общепит. Заметно снизилась посещаемость ресторанов, а так же сумма чека.

Очень вкусное место, но народу мало.

У людей просто нет денег, точнее не у всех, и количество этих всех стало гораздо меньше, но это претензия не к Крыму, а к нашей экономике в целом. Я могу себе позволить общепит любого уровня, но каждый день столуюсь в этом небольшом Бистро в центре Коктебеля.

Вкусно, быстро, хороший сервис и довольно бюджетно. Вот фото с одного из моих обедов.

Окрошка и борщ, компот из шиповника.

Котлета по крымски  с гарниром.

А вот цена вопроса. Все бюджетно, но очень вкусно. 

Так что если вам нужно вкусно и недорого покушать, то добро пожаловать в Крым, в Коктебель. При Украине цены на продукты были ниже, это факт, но жилье стоило гораздо дороже. Сейчас получилось наоборот. Жилье стало дешевле, а вот продукты и алкоголь выросли в цене раза в два. Но, увы, с этим сейчас ничего сделать нельзя. После открытия моста ситуация изменится, уверен.

Развлечения

С этим проблем совсем никаких. Экскурсии, покатушки на  бананах, дискотеки, аквапарки, дельфинарии и знаменитый парк львов Тайган и  ялтинский зоопарк Сказка, принадлежащие Олегу Зубкову. Посещаемость этих объектов развлечений немного ниже, чем в том году, в среднем на 15-20%, но тут та же причина — у россиян скромные бюджеты на отдых.

Например, мой любимый Коктебель. Что он может предложить туристу?

Аквапарк.

Дельфинарий.

Аквариум.

Картинг и обзорное колесо.

Морские экскурсии к Золотым воротам.

Экскурсии по Крыму.

Полеты на горе Клементьева.

Музей Максимилиана Волошина.

Ночные клубы и дискотеки.

Водные виды развлечений.

Джип-туры.

Тихая бухта. Фото сделано осенью, людей, конечно, нет.

Есть места дле медитации и чаепитий.

И многое другое. В каждом регионе есть свои достопримечательности. Крым довольно небольшой, и за один день можно посетить несколько мест. Кстати, в Феодосии можно сходить в музей Айвазовского, Грина, Древностей, Крепость, дом Стамболи и многое другое, на что просто не хватит отпуска. Так что есть развлечения на любой вкус, возраст и кошелек.

Пляжи

Пляжи в Крыму разные. Мы активно боремся за то, чтобы они были общедоступные. Когда Варламов фотографировал пустой пляж в Судаке — это закрытый лечебный пляж Ток Судак.

Вот в Коктебеле пляж на окраине.

А вот под Кара-Дагом в один и от же день.

То есть, если разобраться, то единственная проблема — это не везде обустроенные пляжи, шалманы и в некоторых местах не всегда вовремя убранный мусор, но его убирают. Мусорим мы сами и претензии надо предъявлять к самим отдыхающим, а не к властям, которые физически не успевают убирать.

Такая же проблема есть на любом курорте и не только в России. В отеле, где я был, каждая травинка причесана и уборщики работают с утра до ночи, но это стоит денег: около 7000-8000 руб по системе всё включено в ТОП сезона. Безусловно, пляжи должны убираться, мусор вывозиться, но на это нужны деньги.

Называя себя крымчанином, Варламов лукавит. Что бы быть крымчанином надо жить здесь и сейчас, работать на благо Крыма, бороться за  него, а не раскидываться на вентилятор. Как он сам признает наскоками, но наскоками можно только шашкой помахать. Может, Варламову стоит сюда приехать, если он себя называет крымчанином и, используя свои рейтинги, помогать и продвигать Крым, если он действительно хочет быть крымчанином?

В заключении два небольших комментария от людей, которые делают туризм в Крыму реальностью:

Алексей Черняк — возглавляет профильный комитет по туризму и курортам в Госсовете Крыма, мой давний оппонент, которого я много критиковал и ругал, но в жизни замечательный, общительный и интересный собеседник. Мы с Алексеем встретились несколько дней назад в кафе и обсудили происходящее в Крыму.

— Алексей, так ехать в Крым или не ехать? Может Варламов прав, что Крым это не место для туризма?

— Нет, Варламов не прав, это абсолютно точно. Миллионы россиян выбирают Крым, это факт. В Крыму два моря (Черное и Азовское), почти 15000 туристических объектов (дворцов, музеев, парков, памятников, заповедников, и т.д. и т. п). И все это на сравнительно маленьком пространстве. Такого нет нигде в мире! На полуострове множество современных отелей, спа, аквапарков. Кстати, аквапарк «Банановая республика» имеет самую большую водную горку в Европе. А уникальный парк львов Тайган? А экзотические фермы — страусовые, козьи, ослиные, а различные аквариумы? Про лечебную составляющую можно вообще говорить очень долго. Приведу только один пример: военный клинический санаторий имени Пирогова в Саках, в котором в этом году пройдут оздоровление и лечение представители 60 стран мира. И это невзирая на санкции и медийную «грязь»! Про природу и винный туризм даже начинать не хочу, времени много уйдет. А города-герои Севастополь и Керчь! А возможность прикоснуться к современной истории: приехать и посмотреть, как строится Керченский мост, а потом показывать фото внукам…. Вы все это хотите увидеть? Тогда добро пожаловать в Крым! Крымчане всегда рады гостям. Кстати, некоторые «доброжелатели» в соседней стране ищут способы затруднить своим гражданам поездки в Крым. Наверное, боятся, что они насмотрятся на нашу действительность, перестанут верить пропаганде, и потеряют всякую «свидомость». И тогда никакой Варламов не поможет.

— Как вы думаете, что вызывает у него такой резкий, практически сплошной негатив? Особенно меня удивило то, что называя себя крымчанином он призывает не ехать в Крым.

— Вообще-то это лучше спросить у самого Варламова. Думаю, что крымчане так отзываться о своей малой Родине никогда не будут. Это не значит, что все у нас идеально, мы прекрасно видим те недостатки, которые у нас есть. Но мы любим свой край и стараемся сделать все, чтобы наш Крым стал лучше. Если говорить о сфере туризма, то у нас есть как отели с сервисом мирового уровня, так и заведения, которые, к сожалению, пока не могут удовлетворить запросы взыскательного российского туриста. Но и Москва не сразу строилась. Не забывайте, что киевская власть на протяжении почти четверти века ничего не вкладывала в Крым, а только грабила и эксплуатировала полуостров. Но изменения к лучшему есть, это огромные изменения, не видеть их может только слепой или тот, кто просто не хочет ничего видеть. Мы приглашаем гостей приезжать и получать удовольствие от Крыма и сегодня, и через год, и через два. Тогда у вас будет возможность лучше оценить позитивные изменения, которые у нас происходят.

— Кто виноват в происходящем в Крыму? Крымские законодатели или исполнители, что в последние два года ситуацию усугубилась? Что менять нужно?

— Ну, во-первых, абсолютно не согласен с тем, что ситуация в последние два года усугубилась. В чем она конкретно усугубилась? Наоборот, Крым постепенно преодолевает украинскую разруху. Вы ведь знаете, как банкротились предприятия и санатории чтобы потом их продать, как уничтожались виноградники, заповедники и многое другое. Умудрились даже продать несколько пляжных территорий в частные руки несмотря на то, что украинские законы это запрещали. Думаю, важно сейчас не искать виноватых, а начинать с себя. Каждый на своем месте должен просто выполнять свою работу, честно и добросовестно. Начинать надо с элементарных вещей — не кидать мусор мимо урны, платить налоги и не жить одним днем. Это касается всех нас.

— Вы как законодатель, что можете сделать, чтобы решить одну из ключевых проблем — варварскую застройку побережья? Может, каких-то законов не хватает?

— Прежде всего, замечу, что большинство объектов получили разрешение на строительство еще при Украине. Сейчас идет проверка, и по каждому объекту будет принято соответствующее решение. Глава республики уже дал ответ: осенью по итогам проверок будет принят ряд мер, и очень серьезных. При необходимости мы внесем нужные изменения в законы.

— Что делать с пляжами, которые хоть и в общем доступе, но те, кто их в этом году взял в аренду просто варварски забили их батутами, пластиковыми лежаками, надувными горками и прокатом?

— Если есть нарушения, надо разрывать договора. В каждом регионе мои коллеги проводят мониторинг и предоставляют информацию для Председателя Государственного Совета и Главы Республики Крым. И если вы видите такие нарушения, фотографируйте и присылайте на электронную почту в комитет, который я возглавляю. Адрес: tourism@crimea.gov.ru. Информация ляжет на стол первым лицам.

— Крымские шалманы уничтожают основной ресурс Крыма набережные, пляжи, парковые зоны. Так их сносить или оставить?

— Сносить! Необходимо подготовить и согласовать с общественностью схему размещения торговых мест в рамках единого архитектурного облика каждого курортного региона или города.

— Может, действительно взять тайм-аут на два три года, навести порядок, и потом приглашать туристов?

Это глупость какая-то. Как мы можем закрыть Крым от тех, кто хочет его увидеть, насладиться его красотами, поправить здоровье, в конце концов? А что мы скажем тем, кто честно работает, у кого достойные объекты размещения, рестораны, магазины и т.д.? Нет, все надо делать параллельно. И туристов принимать, и порядок наводить. Как показывает наша налоговая, мы идем с большим опережением графика пополнения бюджета. Это говорит о том, что многие объекты выходят из тени, легализуются. Наша задача — им помочь.

— Почему в Крыму не  умеют работать с блогерами, ведь это мощнейший инструмент продвижения?

— Почему не умеют? Мы же с вами работаем. Есть конструктивная критика, есть положительные результаты. Да и в ситуации с Варламовым то же можно найти плюсы, ведь он поднимает злободневные проблемы. Недавно он написал положительную статью, но «друзья» Крыма не пиарят его положительные заметки на Украине и в других странах. Но зато россияне почитают. Так что, пусть блогеры спорят о Крыме, даже если это спор как у Варламова — с самим собой. Для людей любопытных это еще один повод приехать и посмотреть на Крым своими глазами.

— Еще один вопрос про Коктебель. Ваше отношение к таким постройкам около одной из достопримечательностей «Страна Коктебель»? Это нормально? Этим мы увеличиваем туристический потенциал Крыма?

— Я бы не советовал строить в обход закона. Мы не на Украине, слава Богу. Вариант — построю, а потом через взятки или суды узаконю, а пока суд да дело буду тут зарабатывать — не пройдет! Не рискуйте. Правда, люди привыкли к безнаказанности, а точнее, к тому, что можно от всего откупиться. Это уже психология. Она мгновенно не меняется. Но ждать, когда что-то изменится, мы не можем. Так что без непопулярных решений, скорее всего, не обойдемся. Этот ответ касается и Коктебеля. И как я уже говорил, необходимо подготовить и согласовать с общественностью схему размещения торговых мест в рамках единого архитектурного облика каждого курортного региона или города. То что вы показали, мягко говоря, не в стиле Коктебеля, джаза, вольного ветра с горы Климентьева …!

Разбираясь в вопросе, я не мог не обратиться к Министерству курортов и туризма республики Крым, поэтому задал вопросы Анне Нерозиной, начальнику управления маркетинга и развития Министерства курортов и туризма Республики Крым. Полный вариант беседы есть ЗДЕСЬ.

— Как вы оцениваете 2016 год?

— Это трудный год. Год поиска системных решений. Год медленного, но верного поворота от «тушения пожаров» к планомерной работе. В этом году лучше всех чувствует себя санаторно-курортный комплекс. Многие санатории, особенно в Саках и на ЮБК, загружены до конца года. «Образцово-показательная» загрузка у премиум-сегмента: например, пятизвездочные отели «Мрия», «Крымский Бриз», с закрытыми территориями и своим маленьким luxury-миром.

Хорошая  загрузка у отелей уровня 3-4 звезды, которые предлагают комплекс услуг для семейного отдыха — «Порто Маре», «Golden», «Империя», «Левант» и др. Вынуждена подчеркнуть, что хорошо загружены только те отели, где грамотно выстраивается коммуникационная и  ценовая политика. 

У небольших, частных отелей по всему Крыму есть проблемы. И с загрузкой, и с сервисом. Этот сегмент бизнеса, привыкший к «легким деньгам», дает самый большой поток жалоб. Именно здесь никто не занимался системным построением продаж, и ждали, что «придет лето-приедут туристы-привезут деньги».

— Сколько реальных туристов вы ожидаете в этом году? 

— Ранее уже были озвучены цели — порядка 6 миллионов. Но чем дальше, тем больше мы будем говорить о качестве, а не о количестве. Мы искренне рады всем гостям, но оценивать результаты отрасли нужно по финансовым показателям и динамике развития, а не «по головам». Благодаря аналитике мы уже видим, что этот год порадует суммарными финансовым показателем по налогам.

— Проводили ли вы опросы по удовлетворенности туристами не только средствами размещения и сервисом, а и тем, где они гуляют, купаются, проводят свободное время?

— Опросы, как и другие исследования,  стали постоянной формой нашей работы. До 10 числа каждого месяца мы формируем аналитические выводы за предыдущий месяц, и потому получаем возможность реагировать на системные сбои рынка. 

— Как вы оцениваете материал Варламова про Крым и его позицию, что «ехать сюда не надо»? 

— Мы благодарны всем блогерам и журналистам, которые неравнодушны к Крыму. Но публикации Ильи Варламова поразили однобокостью подхода — согласитесь, крайне странно, когда профессиональный журналист дает ряд постов подряд со  сплошным негативом. Здесь в любом случае есть некая причина такого субъективного подхода — а заказ это или погоня за рейтингом, нам не  интересно.

Одно мнение, пусть даже выраженное в топовом блоге, мало влияет на ситуацию в индустрии. Потому политика нашего министерства — открытость к сотрудничеству со всеми экспертами, блогерами, писателями, журналистами, готовыми инвестировать свой опыт и знания в развитие Крыма как привлекательного курорта. 

— Может, это поверхностный взгляд на реальные проблемы и чисто пиар ради рейтингов?

— Одна из аксиом PR — «хоть ругайте, только имя правильно назовите, когда пишете о нас в прессе». Потому, по законам маркетинга, главное, чтобы множество умных и честных людей высказывалось о Крыме. Любое мнение помогает Крыму развиваться, даже если оно кажется необъективным и излишне критичным.

Блогеры — народ вообще очень романтичный и впечатляющийся. Ничего не поделаешь, трансляция болезненных впечатлений всегда и всем  приносит гораздо большую популярность, чем методические рекомендации. Ходить по побережью и ужасаться достаточно просто, но задача органов  власти — не эмоционировать, а создавать четкую систему управления и реагировать на проблемы.

— Вот вы занимаетесь продвижением Крыма, но как вы можете влиять на то, что происходит на местах? А там чистый беспредел. Пляжи заняты батутами и лодками, неубранный мусор.

— Безусловно, достаточно много мест в Крыму, требующих самого серьезного внимания. Есть и такие, где, действительно, маловато порядка. Для нас такие «зоны беспредела» — предмет самого пристального внимания.  

Министерство выполняет огромное количество собственной системной работы: от аттестации экскурсоводов и проведения семинаров по сервису для отелей полуострова  до   колоссального объема документации по  ФЦП и рассмотрению инвестпроектов. Нужно ли влиять «на места»? Конечно, нужно!!! Например, один из инструментов влияния, который мы используем — построение тесных рабочих отношений с местными администрациями.

— Может, пора сделать Минтуризма главным министерством Крыма?  

— Минкурортов, несмотря на огромный перечень наших задач, отвечает за конкретную сферу предоставления туристических услуг, за их уровень и качество. Но для туриста чистота пляжа, сервис отеля и хамство в соседнем магазине формируют единую картину отдыха. Более того, гостю Крыма абсолютно все равно, какое министерство за что отвечает. Потому мы все вместе, все министерства и ведомства, отвечаем как за улыбку туриста, так и за его огорчения.

— Так ехать или не ехать в Крым? Ваши аргументы, как убеждать людей будем? 

— Ехать в любом случае лучше, чем сидеть дома, смотреть телевизор и читать блоги, пусть даже самые топовые. Мерцание монитора неспособно передать магию заката на морском берегу, а эмоциональность блогеров уводит от возможности получить собственные эмоции.  Думаю, что Крым нужно видеть своими глазами, лично пережить впечатления от встречи с Крымом, дышать воздухом Крыма, погружаться в  дымку его гор и покой его ночей.

Так что судите сами  — ехать в Крым или нет. Я считаю, что в Крым надо ехать. При всех наших проблемах — это одно из самых прекрасных мест. Смотря на поток машин с переправы, я понимаю, что Крым будет любим и востребован россиянами. Они будут сюда ехать, главное, что бы были деньги в стране. Удивляют и украинцы, которые в этом году пробиваются через пробки на таможне. Едут и едут в большом количестве.

У меня есть желание сделать не марш-бросок, а проехаться по Крыму, его городам и курортам, свернуть с обочины и показать настоящий Крым. Но это большой и дорогой проект который надо готовить.

И еще, готов встретиться с Ильей в эфире и объективно с ним поспорить по поводу его позиции. Это вызов. Жду ответа, Илья.