Поправки, инициированные председателем Комитета по аграрной политике, экологии и природным ресурсам Игорем Будановым, вызвали бурное обсуждение общественности, напоминает «Крымская газета». Их суть в том, что, как при Украине, охраняемые природные территории республики могут переводиться из федерального и регионального подчинения к муниципалитетам, то есть претерпевать изменение статуса. Если проще, распоряжаться ими смогут, как прежде, депутаты местных советов. Но всем известно по украинскому периоду, что при таком подчинении территорий застройщики легко договаривались на местном уровне о выделении земли не только в лесах, но даже в парках-памятниках.
Другая поправка говорит о том, что уникальные крымские ООПТ, в которые входят также парки — памятники садово-паркового искусства, заповедные урочища и прочее, теряют гарантированную защиту в плане режима охраны. Если раньше закон обязывал собственников, владельцев и пользователей ООПТ обеспечивать здесь режим охраны и сохранения, то теперь — только соблюдать. А кто обеспечит этот режим, большой вопрос.
Еще один законодательный «бонус» коснулся схем развития и размещения ООПТ Крыма, отмеачет издание. Согласно поправке, теперь изменения в такие схемы смогут вноситься без заключения государственной экологической экспертизы.
Сам Игорь Буданов — экс-глава муниципалитета в поселке Доброе под Симферополем — не скрывает, что хотел бы вернуть украинскую практику, когда особо охраняемыми землями в Крыму распоряжались местные советы.«В момент перехода в Россию было принято решение все ООПТ местного значения сделать региональными или федеральными, чтобы сохранить их статус. — говорил он ранее "Примечаниям". — Теперь мы просто делаем так, чтобы бывшие при Украине местные ООПТ при России также получили статус местных. И Совмин может быть наделён полномочиями давать ряду ООПТ статус местных. Это позволит местной громаде (общине. — Ред.) следить за порядком, жителям местным посещать парки».
Таким образом менять границы ООПТ заинтересованным лицам станет ещё проще, резюмирует «Крымская газета». Формально все правильно — ни схема развития и размещения ООПТ, ни вопросы снятия или изменения статуса ООПТ регионального значения не относятся к вопросам, подпадающим под статью 12 Федерального закона 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Видимо, на этом основании крымские парламентарии сделали вывод, что такая экспертиза вообще не нужна. Но почему-то не упоминается опыт соседних регионов, например, Краснодарского края, где приняты региональные законы, в которых чётко прописано всё, что касается экологической экспертизы объектов ООПТ. Такого судьбоносного закона в Крыму пока нет. В крымском законе об ООПТ есть лишь упоминание о некоем «комплексном экологическом обследовании». Кто должен его проводить и в каких случаях, не уточняется. Если в Год экологии крымские парламентарии поддержат такие поправки в закон уже во 2-м чтении, то попытки сохранить уникальные крымские ООПТ будут сплошной декорацией, заключает издание.
Общественник Александр Талипов отмечает, что Госсовет Крыма, в нарушение положений Земельного кодекса, «лишил главу правительства РК Сергея Аксенова согласования земли для инвестпроектов, а теперь ещё и парки пустил под застройку».
«Когда только начинал работу госсовет, нам удавалось поднимать общественную волну, противостоять принятию законов, поправок к ним, отстояли закон о курортах, — комментирует он. — Теперь депутаты стали матерыми, плевать они хотели на общественное мнение, пусть возмущаются, а мы будем голосовать и принимать законы под себя».
Если сейчас будут приняты поправки в ООПТ, депутаты муниципалитетов, получившие от Совмина заповедные земли в свое распоряжение, смогут делать, что захотят. В первую очередь это выгодно застройщикам. Например, компании «Консоль», непосредственное отношение к которой имеет глава госсовета Владимир Константинов — прямой руководитель Игоря Буданова.
Напомним, что «Консоль» уже отметилась застройкой старинных парков на Южном берегу Крыма. В частности, памятника садово-паркового искусства регионального значения «Мисхорский».