В 2015 году из 10 тысяч человек, подтвердивших в суде постоянное проживание в Севастополе на момент присоединения Крыма к России, 7 тысяч получили российское гражданство, 900 заявителям ФМС все равно отказала в этом праве. Еще более двух тысяч человек пребывают в подвешенном состоянии — иногда миграционная служба принимает решение около полугода.
В 2014 году попасть в профильный отдел УФМС Севастополя было непросто — люди сутками дежурили в очередях, им выписывали талончики на прием летом 2015-го.
«ФМС выдала мужу справку только через семь месяцев, — рассказывает продавец Наталья, — а я до сих пор ее не получила, хотя мы вместе подавали документы в июле. Своей квартиры в Севастополе у нас нет, зарегистрированы у родителей на Украине. Живем и работаем здесь с 2010 года, тут родился наш ребенок».
По закону N6-ФКЗ о принятии Крыма в состав России Наталья считается гражданкой России, так как на 18 марта 2014 года постоянно проживала в Севастополе, и это подтверждено решением суда. Если женщина получит паспорт, ей предстоит пройти процедуру еще раз, чтобы признать гражданство ребенка.
Попавшим в подобную ситуацию добиться объяснений от севастопольского УФМС не удавалось. Люди шли на прием к депутатам заксобрания. Последние поставили проблему в Совете Федерации через севастопольского сенатора.
Представители УФМС объясняют, что признание проживания в городе судом не единственное основание для получения гражданства.
«Если документы заявителя вызывают подозрение, ФМС имеет право провести дополнительные проверки, — объясняет начальник УФМС России по Республике Крым и Севастополю Петр Ярош. — Ответы разных служб могут идти к нам два-три месяца.
По его мнению, сейчас в судах факт проживания подтверждают только иностранцы, желающие легализоваться на территории России, а все, кто должен был получить гражданство, это уже сделали. Потому-то, по словам Яроша, длительные проверки и необходимы.
«В 2014 году почти все проживающие в Севастополе люди подали документы в суд и получили свои решения, — говорит он. — Первую половину 2015 года туда шли те, кто не успел в 2014-м, — образовались большие очереди. А начиная с середины 2015 года подтверждают постоянное проживание люди, которые сомневались и думали, что все «откатится» назад, или украинцы, у которых в Севастополе и Крыму были дачи для летнего отдыха.
В ФМС, по словам Петра Яроша, стали приносить липовые решения судов, а это основание не только для отказа в подтверждении гражданства, но и для уголовного преследования.
«Около 40 процентов решений судов, поданных в ФМС Севастополя, поддельные, — говорит Ярош. — В суды же было предоставлено более 50 процентов фальшивых документов. Результаты проверок мы передали в прокуратуру и правоохранительные органы. Против обманщиков возбуждено более 14 уголовных дел.
То есть менее двух процентов «отказников» попали под уголовное преследование за подделку документов.
«Моя семья переехала в Севастополь из Донецка в 2013 году, — делится Анна Леонидовна. — У нас мало доказательств, но было бы странно, если бы было иначе. Ведь никто не думал, что их придется собирать. Например, трудового договора с частным предприятием недостаточно, требуется подтверждение, что человек искал работу через центр занятости. Надо как-то засветиться в госучреждениях. Многим отказывают, потому что они недолго здесь жили или работали. Но в законе ведь не указано, сколько надо было прожить. Теперь остается добиваться разрешения на временное проживание и покупать трудовые патенты. Хотя мы русские и вернулись в родную страну».
Некоторые не соглашаются с отказом ФМС и идут в суд, но это не дает никаких гарантий, так как ФМС может подать апелляцию, и процесс затянется.
В ФМС объясняют, что получение гражданства по решению суда не единственный способ легализоваться. Иностранцы могут претендовать на получение разрешения на временное проживание, а затем вида на жительство. В Севастополе в этот процесс вмешались посредники, которые за деньги обещали «решить проблемы» с ФМС тем, кто уже получил решение суда. За такие услуги берут от 30 до 80 тысяч рублей в зависимости от «сложности случая». В ФМС считают, что посредники как раз и изготавливают поддельные справки.
Мы уже перекрыли многие каналы заработка разным «бегункам» и адвокатам, — утверждает Петр Ярош. — Люди должны понимать, что, если им сделали «левые» справки, за это придется ответить.
Квота разрешений на временное проживание в Севастополе — 400 человек в год, но существуют основания для получения разрешения вне квоты. Например, если один из супругов или родители пенсионного возраста — граждане РФ. За прошлый год вне квоты было выдано еще 2000 разрешений на временное проживание.
«Квотирование основано на гарантиях соцобеспечения граждан, — объясняет Ярош. — В детсадах уже сейчас мест нет, в школах и медучреждениях проблемы. Людей жалко, но Севастополь не резиновый. Кроме этого, возникают проблемы с регистрацией. Практически все, кто подтвердил факт проживания в судебном порядке, сейчас остались без регистрации.
Между тем украинские мигранты в Крыму, скорее всего, смогут получить гражданство РФ в упрощенном порядке как носители русского языка. Но есть загвоздка — для этого надо выйти из гражданства другой страны, а украинские посольства и консульства отказываются работать с жителями Крыма. Обсуждается поправка в закон, которая отсрочит выход из гражданства Украины на несколько лет.
Кстати, в ФМС КФО провели реорганизацию и объединили севастопольское управление с республиканским. Официально это не связывают с шумихой, поднятой СМИ и депутатами из-за работы УФМС Севастополя. В городе сохранятся четыре районных отдела и один общий, который займется делопроизводством. Штат останется прежним — 120 человек. В течение года в севастопольских отделах ФМС собираются ликвидировать очереди, ввести онлайн-запись и организовать прием документов через МФЦ