Сегодня в севастопольском заксобрании, на внеочередном заседании, инициированном депутатами, был принят во втором чтении бюджет Севастополя на 2019 год и плановый период 2020 и 2021.
В отличие от прошлых лет бюджет прошел все стадии утверждения вовремя, в оговоренные законом сроки. И это не может не радовать. Ранее принятие бюджета дает городу пространство для маневра: еще до начала 2019 года правительство, при необходимости, может внести в документ свои коррективы.
Однако чиновников итоги голосования не удовлетворили. Сразу после принятия основного финансового документа присутствовавший на заседании вице-губернатор Илья Пономарев заявил, что губернатор готов наложить на бюджет вето.
Зачем Овсянникову понадобилось опрокидывать принятый бюджет? Ведь в прошлом году именно губернатор обвинил депутатов в затягивании процесса принятия финансового плана, а теперь готов затянуть его сам.
Все просто: в этот раз депутатам удалось ограничить полномочия чиновников по самостоятельному, без участия парламента, перераспределению бюджетных средств.
Соответствующие поправки, внесенные после первого чтения вице-спикером Александром Кулагиным и главой бюджетной комиссии Вячеславом Аксеновым, были приняты не на общем голосовании, а на бюджетной комиссии закса. К сегодняшнему заседанию поправки уже входили в итоговый текст документа, и голосование против них означало бы отклонения всего бюджета в целом. Поэтому губернатор не смог продавить бесконтрольное распоряжение финансами города даже через подконтрольных ему депутатов.
Еще одна причина вероятного ветирования закона состоит в том, что все поправки, спешно внесенные в бюджет правительством, были отклонены в полном объеме. К ним у депутатов были претензии как формального характера (большое количество технических ошибок и неправильное оформление), так и идейного. Ни одна из предложенных чиновников поправок, кроме предложения по закупке учебников на 25 млн рублей (на 2019 год), не была экономически обоснована.
Часть предложений правительства депутаты сочли важными и нужными для города. В частности, чиновники попросили выделить в 2019 году 332 млн на газификацию, 8,5 млн на поддержку молодых медиков, 295 млн на ремонт и строительство дорог, более 100 млн на предоставление жилья льготникам, 30 млн на гранты начинающим предпринимателям.
В то же время выделение 30 млн рублей на развитие туристической инфраструктуры в особо охраняемых природных территориях — без перечисления, что это за территории и что за инфраструктура — депутатов насторожило. Как и перераспределение 27 млн рублей на проведение массовых мероприятий и организацию поездок творческих (любительских) коллективов.
Депутаты предложили проголосовать за каждый пункт правительственных поправок отдельно, но вице-губернатор Пономарев настаивал: они должны быть приняты пакетом. В результате депутаты отклонили все.
Вместо них парламентарии решили внести в бюджет поправки главы комиссии по социально-гуманитарным вопросам Татьяны Щербаковой. Она предложила снять финансирование со следующих статей:
Высвободившиеся 161,4 млн рублей Щербакова перераспределила на закупку учебников, капитальный ремонт детских садов и школ, установку противопожарной сигнализации во Дворце детского и юношеского творчества (если этого не сделать, дворец будет закрыт по требованию МЧС), на профессиональную переподготовку педагогов.
Поправки Щербаковой были одобрены депутатами в полном объеме.
Если губернатор решит ветировать бюджет, принятый сегодня закон будет отменен, и парламент вступит в стадию рассмотрения вето. Это сложный процесс, имеющий несколько неоднозначных исходов. Если прения по бюджету продолжатся и после Нового года, в 2019-м Севастополь будет жить на 1/12 бюджета прошлого года в месяц.
Депутаты к такому исходу готовы. Они не собираются прогибаться под волю губернатора, как в прошлый раз. «Это неудобный для города вариант, который будет сдерживать его развитие, - признал сегодня Вячеслав Аксенов. - Поэтому я надеюсь, что мы найдем компромиссное решение и пойдем по пути внесения изменений в принятый сегодня бюджет».
Возможность внести свои изменения у чиновников по-прежнему есть. Причем сделать это они могут еще до Нового года — в предусмотренном законом порядке, как это неоднократно делалось ранее.