У каждого из тех, кто добивался отставки Овсянникова, есть на то свои весомые причины. Алексей Чалый свои претензии к губернатору сформулировал самым прямым образом, назвав Овсянникова и его первого зама Пономарева организованной преступной группой.
Десятки миллиардов, которые выделяет федеральный бюджет на преобразование Севастополя, осваиваются так, что под этим заявлением готовы подписаться многие жители города. Отставку губернатора Чалый комментирует в том же духе «вор должен сидеть в тюрьме», и надеется на соответствующую реакцию правоохранительных органов.
У вице-премьера РФ Дмитрия Козака тоже есть причина для недовольства - это масштаб провалов в реализации ФЦП в Севастополе. Напомним, Владимир Путин в июле ждет доклада по трем больницам, строительство которых в Севастополе Овсянников так и не начал. 22 мая на совещании у президента Козак высказал свое мнение: объективных причин для срыва сроков их строительства нет.
5 июля вице-премьер прилетал в Крым, чтобы обсудить проблемы в реализации ФЦП. Правительство Севастополя не выдало даже скупого релиза по поводу этого совещания — и это очень красноречивое молчание. Тем более, что, как выяснили «Примечания», начать до сентября строительство новой инфекционной больницы на месте старой Овсянников все равно бы не смог: старую просто некуда переселять, и за три года никто в правительстве города этим не озаботился.
У Андрея Турчака за последний год тоже появились свои резоны считать отставку Овсянникова лучшим разрешением кризиса власти в Севастополе. История эта началась задолго до того, как уже бывший губернатор снес билборды единороссов.
Первые попытки привести к компромиссу Овсянникова и группу Чалого Турчак предпринял около года тому назад, когда в августе 2018 года приехал в Севастополь, чтобы «ознакомиться с ситуацией». Тогда он сказал, что ему нужно время, чтобы разобраться в причинах конфликта и проанализировать полученную на месте информацию. В беседе с депутатами заксобрания Турчак отзывался об Овсянникове, как о добротном специалисте. Рассказывал, что знает технократа еще по работе в Минпромторге и считает, что он конструктивен, умеет слушать и слышать.
Прошлым летом Турчак прямо дал понять, чего ждет от губернатора, заявив, что все противоречия во власти города должны быть устранены к выборам. Как показало время, он не был услышан.
После этого лидер единороссов еще не раз бывал в Севастополе и каждый раз убеждался, что противоречий меньше не стало. Все это время Турчак сохранял нейтралитет, одинаково невозмутимо выслушивая и мелкие обиды Овсянникова (мол, депутаты ездят, фотографируются на объектах, которые приводит в порядок правительство), и претензии группы Чалого по поводу пропажи и неэффективного освоения федеральных миллиардов.
В мае на Овсянникова обрушились с критикой федеральные власти. 14 мая Дмитрий Медведев возмутился «чудовищной беспомощностью» технократа, проявленной при организации строительства новых больниц, и установил ему срок до первого сентября.
Владимир Путин 22 мая спросил у Козака: «Деньги есть, где объекты?» - и потребовал отчет через два месяца, то есть к концу июля.
Овсянников ответил на критику тем, что предложил назначить единственным поставщиком на все три объекта госкорпорацию «Ростех», и ушел в отпуск на две недели.
Пока губернатор отдыхал, в июне подведы правительства Севастополя начали массово сносить билборды с предвыборной агитацией «Единой России». Наружную рекламу других партий при этом не трогали.
Прилетевший в Севастополь Турчак через СМИ заявил, что ждет объяснений лично от Овсянникова. И добавил, что такие «проявления мелочности... говорят о личных качествах человека, принимающего решения».
Это было 20 июня, а через три недели мы узнали о том, что подписан указ об отставке губернатора Севастополя.
«Ведомости», ссылаясь на свои источники, прямо связывают отставку Овсянникова именно с конфликтом губернатора Севастополя и «Единой России». Косвенно это подтверждается и тем, что
генсек ЕР — единственный из федеральных тяжеловесов, который сделал заявление по поводу увольнения Овсянникова, назвав его «закономерным».
«На развитие Севастополя выделяется огромное количество федеральных средств. Крайне важно, чтобы каждый рубль работал для решения проблем города, на благо его жителей. К сожалению, вместо этого жители получили срыв сроков и недостроенные объекты, политические конфликты и скандалы. Отставка губернатора в таких условиях абсолютно закономерна», - отметил Турчак.
Это мнение секретаря генсовета делает дальнейшие перспективы отставника весьма туманными. И это не считая тех перспектив взаимодействия с правоохранительными органами, которые давно обрисовал молодому технократу Алексей Чалый.
После близкого знакомства с Овсянниковым, у которого поначалу был колоссальный кредит доверия севастопольцев, город настороженно приглядывается к своему новому губернатору — уже третьему по счету эмиссару Москвы.
Придут ли на федеральные стройки Севастополя добросовестные подрядчики? Станет ли Ростех единственным поставщиком по контрактам на строительство трех больниц за 10 млрд рублей? Что будет с приватизацией госпредприятий? Когда возобновится реконструкция Матросского бульвара?
У Михаила Развожаева есть время, чтобы разбирать завалы проблем, оставленных предшественником — он будет врио до следующего сентября.
Решение было принято раньше, но технически замена могла состояться только в июле. Это связано с избирательным законодательством — губернатора выбирают во второе воскресенье сентября, выборы назначаются не позже, чем за 90 дней. В случае досрочного прекращения полномочий (например, отставки действующего главы), этот срок может быть сокращен, но не более, чем на треть. Таким образом, выборы нового губернатора можно назначить не позже, чем за два месяца до дня голосования.
Поэтому назначение Развожаева свершилось после того, как его участие в выборах в сентябре 2019 года стало невозможным.
Какой фактор стал решающим? Данные социологии? Прямые обвинения Чалого? Совещания по проблемам ФЦП у Козака? Все это было и в прошлом году. Но когда один дзюдоист говорит что-то вроде: это мелкий поступок, но таковы качества этой личности, другой дзюдоист принимает решение — уже не в отношении должности, а в отношении человека. Что ж, хороший бросок, Андрей Анатольевич.