Пространство археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» неумолимо отдаляется от горожан. Если раньше здесь можно было спокойно прогуливаться даже ночью, то сейчас после шести музей работает только «на выход». Стали недоступны ночные виды руин античного города, без которых невозможно получить наиболее яркое представление об этом месте, куда севастопольцы поколениями ходили впитывать древнюю историю в атмосфере дружеских прогулок. Нельзя и купаться, хотя севастопольцы пользовались пляжем Херсонеса не одну сотню лет. Особо ностальгирующих вынуждают стать нарушителями, преступниками.
Первая попытка сакрализации этого городского пространства была предпринята еще в 2015 году, когда губернатор Сергей Меняйло хотел назначить директором Херсонеса протоиерея Сергея Халюту. После протестов общественности и ученых решение отменили, а музей передали в ведение федералов.
В Севастополе этому обрадовались: федеральный статус - гарантия от волюнтаризма местных чиновников. Но победа археологов над носителями святости оказалась временной: при новом директоре Светлане Мельниковой, приехавшей из Суздаля, Херсонес
из особенного, истинно севастопольского пространства культурного отдохновения, полета фантазии и свободы, которую хорошо понимали и любили древние греки, превратился в музей со стандартизированным регламентом, с навязанными «можно и нельзя».
И вот – очередной новый директор. Каким видит будущее музея-заповедника новая и.о. директора?
Елена Морозова приехала в Севастополь из Санкт-Петербурга, где 13 лет работала замом директора по выставочной и методической работе в ГБУК ЛО «Музейное агентство», подведомственном комитету по культуре Ленобласти. Занималась развитием музейного комплекса «Вселенная воды». Сейчас она курирует проект «Россия — моя история» — именно в его рамках аллеи Херсонеса уставлены транспарантами с цитатами видных фигур царской и современной России. Морозову считают близкой к духовнику Путина и вероятному будущему патриарху Тихону Шевкунову.
На пресс-конференции Морозова призналась, что последний раз была в Херсонесе 12 лет назад, и интересовал тогда ее стоящий посреди античных руин Свято-Владимирский собор, отреставрированный при Кучме в 2004 году.
Владимир Путин и Сильвио Берлускони на фоне Свято-Владимирского собора. Kremlin.ru
Епископ Тихон Шевкунов показывает Путину и Медведеву проект реставрационных работ в Херсонесе Таврическом. Фото: Дмитрий Смирнов, Twitter
Сейчас своей сверхзадачей она видит популяризацию «Херсонеса Таврического» в других регионах РФ. Сетует на международную изоляцию музея-заповедника, но отмечает, что Путин учитывает мнение ЮНЕСКО, в список объектов которого внесен Херсонес. «Сложно сказать, могут ли сюда приехать международные эксперты, но у нас много друзей. Например, наши друзья из Сирии, которые имеют колоссальнейший опыт».
Купаться, судя по всему, в Херсонесе так и не разрешат, оплата за вход тоже, судя по всему, останется: «Для меня любой билет, оплаченный посетителем — это уже вклад в материальную базу музея».
Для сравнения: в родном для Морозовой Петербурге и пригородах, когда заканчивается туристический сезон, вход в дворцовые парки свободен для всех желающих.
Одним из приоритетов концепции развития музея, которую в феврале Морозова представит Минкульту, будет «безопасность посетителей» и сохранность экспонатов. Так, например, мозаику оснастят мягкими окнами, которые уберегут их от осадков.
Ещё один обязательный пункт – создание системы дополненной реальности. Стойки с QR-кодами и дополнительные туалеты, о нехватке которых также упомянула Елена Морозова. Сейчас на территории их два, и это уже нагрузка на гармоничный компактный ландшафт«Херсонеса».
Новогоднюю елку сотрудники «Херсонеса Таврического» решили разместить в фонтане
Сейчас севастопольцы ждут хотя бы намека на проведение общественных слушаний по новой концепции развития музея-заповедника. В ходе общения с прессой Елена Морозова такой надежды, увы, не дала. Между тем, Херсонес важен не только как строго охраняемая площадка для идеологизированных федеральных мероприятий с участием первых лиц – это все еще часть города. И об этом важно помнить.