И снова Турция: интерес к курортам Крыма и Кавказа упал на 28%

С начала 2018 года объем ранних продаж авиабилетов в Крым снизился в 2,1 раза. В целом продажи билетов на российские курорты, включая Сочи, упали на 28%, сообщает глава московской MAYEL Travel Майя Котляр. При этом раннее бронирование Турции выросло в 2,4 раза. Выжить в Крыму сегодня может только отель, хозяева которого сами, не надеясь на персонал, круглосуточно угождают туристам. А таких все еще немного
Борислав Кашихин , Евгений Гайворонский
15.03.2018

Майя Котляр с тревогой констатирует, что открытие Египта для отечественных туристов приведет к еще большему снижению интереса к российским курортам. С точки зрения самих туристов и экспертов, иностранные курорты выигрывают в первую очередь, благодаря дешевизне, которая очень приятно смотрится на фоне крымских цен.

«Очень хотелось съездить в Крым в прошлом году: вспомнить детство, покататься по полуострову, но хотелось и комфорта.

500 тысяч на неделю на троих посчитали нам. Естественно, мы поехали в Турцию, где за 150 тысяч мы получили сервис на высшем уровне, а не противозачаточные лица российских сотрудников отелей и всего персонала»,

— пишет под постом Котляр Татьяна Суворова.

Большинство участников дискуссии сетуют на высокие цены и низкое качество сервиса. Единственной причиной для поездки в Крым называют любовь к природе полуострова. Сама эксперт пишет, что места с хорошим сервисом в Крыму есть, но проигрывают конкуренцию из-за цен.

«[В Крыму] построили отели люксового уровня, но продажи там очень низкие. Все логично, за те деньги, что они предлагаются, можно съездить на Лазурный берег. [В Крыму] цены — утопические. И совершенное отсутствие контроля/регулирования ценообразования», — пишет Майя Котляр.

В туристическом сообществе характеризуют современные Крым и Краснодарский Край поговоркой «жадность порождает бедность». «Спасать Крым и Кавказ в сезон будет только запрет на выезд для погон и для ряда чиновников. Ну и отдых за счет бюджета или корпорации», —уверен Сергей Симаков.

Напомним, как сообщали «Примечания» летом прошлого года, несмотря на провальный сезон, крымские мини-отели были не готовы снижать цены. Основной причиной повышения цен на размещение участники рыка туристических услуг в Крыму считают возросшие в несколько раз издержки.

Стоимость рабочей силы повысилась минимум в два раза с 2014 года. Если в первый «российский» сезон в Крыму можно было нанять горничную за 400-500 рублей, то в 2017 году она просила минимум 1000. Повара и администраторы — еще дороже.Возросли цены и на продукты, и на коммунальные услуги.

Однако даже с учетом этого, в крымском общепите цены завышены нереально, признают сами работники турбизнеса. К примеру, порция борща в одном из загородных ресторанов Севастополя летом в 2017 году стоила 300 рублей. При этом известно, что себестоимость тарелки борща с мясом и фасолью — максимум 60 рублей.

Как ни парадоксально, причиной нежелания крымских отельеров снижать цены в прошлом сезоне было и нежелание владельцев что-либо сдавать вообще. Как объясняют участники рынка,

отельный бизнес для многих здесь — не дело всей своей жизни, а долгосрочное вложение свободных средств и альтернатива банкам в стране, где нет длинных денег. И главное здесь не заработать и приумножить капитал, а избежать его девальвации.

Туристический бизнес в Крыму сильно изменился, поясняет глава Ассоциации малых отелей Крыма (АСМОК) Наталья Пархоменко. Сейчас выживают в Крыму только те мини-отели, где хозяин сам следит за делами, вкалывает весь сезон. «Это раньше к нам ехали украинцы и белорусы, которым кроме моря ничего не нужно было, — говорит она. — А турист из России едет за эмоцией. Его интересуют горы, экскурсии, экстрим: дайвинг, кайтинг, полеты на параплане. И владельцы отелей должны быть готовы рассказать своим гостям, как это получить».

Выжить в Крыму сегодня может только отель, хозяева которого сами, не надеясь на персонал, круглосуточно угождают туристам. А таких немного.

Но только так, а не иначе — постоянно расширяя перечень услуг и делая отдых туристов интересным — можно завлечь российского туриста в свой отель, считает Пархоменко. Причем «поиметь свой процент» с аренды той же яхты, как это делалось раньше, теперь не выйдет: взыскательный и грамотный россиянин сразу раскусит обман и обидится. Оставит плохой отзыв на сайте бронирования, в TripAdvisor. Или у себя в блоге о плохом крымском сервисе напишет.

В целом источником ренты отель в условиях короткого сезона и изменившегося спроса быть перестал, а ежедневно угождать искушенным туристам, сбиваясь с ног и не надеясь только на наемный персонал, крымские отельеры в массе своей еще не готовы убеждена глава АСМОК.