В феврале 2019 года 65 севастопольцев подали в местный избирком заявление с просьбой зарегистрировать инициативную группу по проведению в городе референдума. Для положительного решения вопроса необходимо было подать минимум 50 «живых» подписей. Избирательная комиссия отклонила заявку, забраковав более двух десятков автографов под предлогом того, что люди якобы указали в личных данных несуществующую прописку.
Тогда группа провела повторный, более тщательный, сбор подписей. На этот раз в ее состав вошло 75 человек. Часть из них снова отсеяли, но в списках осталось 66 подлинных подписей. Однако избирком повторно (и, как считает группа, незаконно) отклонил инициативу.
Председатель группы Василий Федорин обратился с административным иском в суд, но тот был отклонен из-за упущенных сроков обжалования решения избиркома. Прокуратура нарушений в действиях комиссии также не нашла.
Третьей попытки не было. Общественники поняли: все бесполезно.
Но история на этом не закончилась. Оказалось, избирком обратился в Следственный комитет с заявлением. Что в нем написано, опрашиваемым неизвестно, но речь явно идет о недостоверных подписях.
Сама беседа проходит быстро, рассказал «Примечаниям» Алексей Процко, всем задают только один вопрос: «Подтверждаете ли вы свою подпись?». Опрашивают выборочно, но всех. «Только 5-6 человек не вызывали, у которых с данными точно все в порядке, - говорит Процко. – Большинство уже опрошено, осталось двое».
Блогер спросил у следователя, почему делом занимается отдел по особо важным делам. Последовал ответ, что дело крайне важное и необходимо разобраться. «Он сказал: «Если выяснится, что, как я уже понял, все подписи подлинные, вопросы будут уже к избиркому», - цитирует Процко слова следователя.
Однако в то, что избирком попадет под санкции из-за заведомо ложного заявления, верится с трудом. По всей стране идет предвыборная кампания, и избиркомы массово под разными предлогами выбраковывают подписи, собранные на кандидатов-самовыдвиженцев и непарламентские партии. При этом «показания» избирателей, обратившихся в комиссию с письменным заявлением о подлинности автографа и личных данных или пришедших на личный прием, не учитываются. Происходит это и в Севастополе. К выборам допускают лишь тех, кто не способен создать реальную конкуренцию «Единой России». Но ни суды, ни надзорные органы нарушений в этом не видят.