Московская компания
Как рассказал один из участников «круглого стола», фактически мы столкнулись с ситуацией, когда за деньги города Севастополя разрабатывается стратегия в интересах Министерства обороны РФ.
«Разработчики не скрывают, что в первую очередь смотрят на Севастополь как на геостратегический центр Москвы. В миссии города они прописывают вернуть главную функцию — база Черноморского флота. А в стратегии говорят: главное — встроиться в экономику, формирующуюся вокруг ЧФ», — говорит собеседник.
В ходе обсуждения на площадке АСИ были высказаны сомнения в правильности такой стратегии. В частности, в пример был приведен советский период Севастополя, когда на рейде было 800 вымпелов, флоту принадлежала конкретная доля в экономике города, конкретные земли и территории в акватории.
«Сейчас на севастопольском рейде всего 80 вымпелов. Корабли четвертого поколения становятся меньше, а численность экипажей — уменьшается. Сопровождение флота возрастает, но в нем сильно участвуют гражданские. А получается, что Минобороны забирает все земли, которые им принадлежали при Советском Союзе, плюс — новые земли: Банковскую академию, территорию у горы Гасфорта и так далее», — рассказал эксперт, присутствовавший на обсуждении концепции.
По мнению участников дискуссии, если в концепцию развития Севастополя закладывается
«Авторы стратегии (ООО "
«К сожалению, мы, севастопольцы, опять услышали от москвичей, что мы якобы не понимаем, как Родину любить, и потому конфликтуем с Министерством обороны. На что было сказано, что мы прекрасно различаем военных, которые Родину защищают, и тех, кто, будучи в погонах, за имущество отвечает. Горожане — первые, кто служит и помогает флоту; горожане — первые, кто, если какая заваруха, попадут под раздачу; это на нас, если что, будут падать "томагавки", поэтому не так уж и много мы просим — прямого с нами разговора. Мы просто хотим знать, что от нас всех требует защита Родины, а где торчат уши коррупции», — считает Градировский.
По его словам, в городе всё меньше остаётся города. Но именно город пришёл в Россию — и именно город заставил изменить Москву историческую повестку.
«Сейчас город демонтируется. Без анализа ситуации, без честного разговора, без защиты проекта вырывают куски города и передают кому попало, прикрываясь патриотической риторикой. В результате непонятно, чем в действительности город управляет, а чем нет. В чём длинная — лет на 50 — стратегия города. Мы вернулись в Россию, в том числе потому что Украина не смогла демонтировать город как город. Сохранялось городское сообщество, способное проявить свою идентичность и "длинную волю". Вот на таком горизонте мы и должны обсуждать стратегию», — считает Градировский.
Председатель севастопольского отделения «Деловой России» Олег Николаев, принимавший участие в 2014 году в создании концепции
«Когда мы делали концепцию в 2014 году, идея была в том, что город должен быть с профицитным бюджетом. В концепции мы объясняли, что это возможно. Мы попытались найти точки роста — те пять основных направлений, по которым в течение пяти лет мы вполне реально могли бы достичь профицитного бюджета. А те, кто делали новую стратегию, даже не задумались, что город может быть с профицитным бюджетом. Это кардинальное отличие. На мой взгляд, такой подход неправильный, когда ты заранее обрекаешь город на то, что он прибыльным никогда не будет. А если город не будет зарабатывать, то он все время будет в роли просящего — и развития не будет», — поделился Олег Николаев своими мыслями по итогам «круглого стола».
По сведениям источника в правительстве города, в существующих внебюджетных отношениях в России Севастополю практически невозможно выйти на профицитный бюджет. Существующая бюджетная система в РФ такая, что только 10 субъектов (нефтегазовых. — Ред.), включая столицу, являются донорами, а все остальные регионы — реципиенты. Поэтому компонент профицитного бюджета для Севастополя, действительно, может быть скорректирован. Но всё время нужно уменьшать долю зависимости от федерального бюджета, увеличивая доходы.
Также он уверен, что в стратегии нет настоящих драйверов и нет ставок — они же точки роста.
«Драйверы вытягивают ситуацию, и их не может быть много. Если ты на
Депутат заксобрания Вячеслав Горелов, участвовавший в обсуждении на площадке АСИ, уверен, что представленная стратегия не отражает в полной мере севастопольское видение.
«Многие положения не конкретизированы для Севастополя, а содержат некие принципы, которые — общие слова, не имеющие реального, фактического содержания. Мне показалось также, что в
Один из экспертов в финансовой сфере, участвовавший в обсуждении стратегии, считает, что разработчик не произвел глубоких исследований, и теперь нужно «расхлебывать эту кашу».
«Миссия, которая предлагается разработчиками городу с населением уже под полмиллиона человек, — быть гражданскими при
По его словам, в стратегии нет четких приоритетов по проектам и кластерам, а только общие слова о важности, нужности и полезности. Проект стратегии разрабатывался если не вопреки мнению и настроениям горожан, то уж точно не в увязке с ними. А это типичный старый подход, который не просто неуместен, а вреден, поскольку не даёт ни качества проработки материала, ни общественного консенсуса.
Руководитель департамента экономики Севастополя Элимдар Ахтемов, ведомство которого является заказчиком стратегии у
«Эксперты высказали существенные замечания. Не до конца проработаны точки роста, непонятно, за счёт чего будет происходить улучшение
По его словам, разработчик стратегии «строит экономический рывок Севастополя от развития Черноморского флота. От тех средств, которые будут выделяться на модернизацию ЧФ. И считает, что этот драйвер потянет за собой все отрасли экономики».
Представитель компании
«Мы учитываем комментарии, корректируем отдельный план концепции, но базовые вещи не сильно меняются. Черноморский флот — это данность, то, что есть у города. Мы говорим, что использование этого аспекта — толчок для экономики, для её включения в хозяйственный оборот, чтобы пошли заказы, пошла работа. Этот момент озвучивался очень акцентировано. И роль экономики города, которая занимается обслуживанием флота, у нас к 2030 году снижается», — рассказал Зашляпин.
По его словам,
По словам Элимдара Ахтемова, электронный вариант стратегии уже с внесенными изменениями 1 декабря поступил в департамент экономики Севастополя. У правительства есть 11 дней на изучение и принятие решения: платить за стратегию или нет. Стоимость документа — 13,5 миллиона рублей.