Напомним, что сегодня Верховный суд Республики Крым отменил приговор Апелляционного суда АРК активистам движения «Севастополь-Крым-Россия» Валерию Подъячему и его соратнику Семёну Клюеву от 28 февраля 2011 года по ст.110 ч.2 УК «Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины». Этим же постановлением уголовное дело в отношении Подъячего и Клюева прекращено за отсутствием состава преступления. Напомним, что Семен Клюев, евпаторийский активист пророссийского движения, умер около года назад, так и не дождавшись реабилитации.
Учитель математики Валерий Подъячий при Украине активно призывал к воссоединению Крыма и России. За это он был осужден согласно УК Украины. С судимостью Подьячий нормально работал в вузах полуострова, но как только пришла Россия, оказался не у дел. Согласно законодательству РФ, человек с судимостью не может быть принят на работу. Чтобы получить должность, нужно предоставить справку об отсутствии судимости. Подьячий этого сделать не мог. Летом этого года он начал судиться с директором симферопольской школы №18 Валентиной Тановой, отказавшей ему в работе.
После решения Верховного суда Подъячий, скорее всего, будет официально трудоустроен. Он сможет предоставить справку об отсутствии судимости, поэтому отказать ему уже не получится. Однако учитель математики и его адвокаты этим недовольны. Они хотят большего — реабилитации.
«Бывший украинский судья Константин Караваев с подачи бывшего украинского прокурора Сергея Булгакова (ныне зам. прокурора РК) вынес решение в интересах государства Украина, — сказано в тексте его обращения в СМИ. — Это событие стоит в одном ряду с ночной резолюцией Генассамблеи ООН о ситуации с правами человека в Крыму, где Россия названа «оккупирующей державой». Борцы за российский Крым после сегодняшнего вердикта Верховного суда РК продолжают носить клеймо уголовника уже с точки зрения РФ».
С Подъячим поступили как с советскими педерастами в 90-ые годы, заявил «Примечаниям» юрисконсульт Народного фронта «Севастополь-Крым-Россия» Вадим Мордашов. При СССР за мужеложство судили, а при России это наказание отменили, но не реабилитировали.
«Таким образом, со всех педерастов СССР сняли судимости, но при этом они же так и остались педерастами, — проводит сложную аналогию Мордашов. — То есть им можно было и дальше заниматься мужеложством, просто судимость на них не числилась. Также сейчас с Подъячим. То, что он делал — за это награждать теперь надо. Он ведь с самого начала был порядочным человеком. Поэтому мы будем требовать, чтобы его имя очистили, то что сейчас есть это унизительно для него».
С такой формулировкой не согласен питерский депутат нынешнего созыва Госдумы от «Единой России» Сергей Вострецов, занимавшийся делом Подъячего. Он сообщил «Примечаниям», что считает решение суда мудрым и справедливым и советует активистам успокоиться. «Реабилитация ничем не отличается от снятия судимости, это решение ВС будет учитываться судами при рассмотрении аналогичных дел, — говорит он. — Что касается решения о реабилитации как таковой, то Верховный суд не мог принять его, поскольку правительство РФ отклонило поправку в соответствующий закон. Поэтому надо ставить точку».
Напомним, поправка в федеральный закон «О реабилитации жертв политических репрессий» предусматривает реабилитацию лиц, осужденных за «призывы и действия, направленные на воссоединение территории Республики Крым с Российской Федерацией». Сперва поправку вносил в Госдуму депутат от КПРФ прошлого созыва Иван Никитчук, но его проект не успели рассмотреть до избрания нового состава российского парламента. Потом поправку внес депутат-единоросс Вострецов, но правительство РФ ее отклонило. По словам Вострецова, теперь ждать нужно будет до весны.
Если поправку примут хотя бы весной 2018 года, около 20 крымчан будут реабилитированы «автоматически». Подъячий в их число уже может не войти. Так как согласно решению Верховного суда с него снята судимость, он теперь может заниматься реабилитацией «самостоятельно». Изменение законодательства в его случае уже не нужно. Но тем, кто до сих пор живет с украинской судимостью, поправки в закон точно необходимы.