Дмитрий Овсянников повез на Сочинский инвестфорум проект оптово-распределительного центра в районе села Верхнесадовое. Как считает губернатор, его появление повлияет на снижение цен в регионе.
Роль оптового звена в ценообразовании действительно важна — насколько, мы увидим, когда эти планы сбудутся (если сбудутся). Но беднеем мы прямо сейчас: продуктовая корзина обычной семьи из 4-х человек в Севастополе дорожает с каждым днем.
Сначала, в надежде на снижение цен, мы ждали открытия Крымского моста. Мост открыли в октябре. Я вернулась из Сочи в декабре, и с тех пор все еще отхожу от ценового шока. Привыкла покупать авокадо за 39-49 руб — отвыкай, ты в Севастополе.
Пока идут поиски стратегического инвестора, Овсянников требует снижения цен от подчиненных. В начале февраля он пригрозил увольнением руководителю главного управления потребительского рынка и лицензирования Вадиму Кирпичникову. По словам Овсянникова, управление превратилось в карательный орган, чиновники не докладывают о создании новых рабочих мест и снижении цен.
Нельзя сказать, что чиновники сидят сложа руки. Они открывают ярмарки, закрывают ярмарки, подписывают с сетями соглашение о снижении цен на 2%. Но цены как росли, так и растут.
Потому что ценообразование здесь покоится на двух китах. Это уверенность торговцев, что Севастополь «всегда был и будет дорогим городом». И их же убеждение, что моряки дальнего плавания, военные и чиновники-коррупционеры купят все и за любую цену.
Вот, например, как наши читатели комментируют материал о сравнении цен в Сочи и Севастополе:
Замечательно, что в нашем городе много обеспеченных людей. Но в Сочи, где их еще больше, и малообеспеченным не надо как-то уж слишком выкручиваться. Ты просто идешь в крупный супермаркет и берешь продукты, на которые сегодня есть скидка. А на что-нибудь важное она есть всегда. В Сочи я так и жила. Скромненько, но с авокадо на завтрак.
А как нам - не военным и не «плавикам» —выкручиваться в Севастополе? Пока чиновники сочиняют новый план мероприятий, расскажу им о своем «рейтинге домохозяйки» и о тех предпринимателях, которые готовы снижать цены.
Свое маленькое домохозяйство я веду очень экономно, так уж приучена. Даже пресные хлебцы стараюсь печь сама, поэтому часто покупаю ржаную муку и отруби — и знаю, в какой сети их можно купить на развес и очень дешево (ржаная мука — 30 руб кг, отруби — 14 руб кг). Для интереса прочитала данные производителя — это продукция крымского предприятия.
В другой сети я всегда покупаю морковь - здесь она мытая, фасованная — всего 16 руб за кг. Рядом привозная, немытая по 24 и мытая по 35. На этикетке в фасовочной сетке указан адрес поставщика — это тоже крымское предприятие.
Колбасные изделия я стараюсь не покупать, но порой берем копченую грудку. В крупной сети я ее как-то брала по 460 рублей (привозная, продукция материкового мясокомбината). В небольшом гастрономе в районе бывшего Сталинградского рынка та же грудка — 350 руб. Случайно сравнила цены, случайно прочла на этикетке адрес производства — какие-то ИП из Инкермана. Я и не знала, что в Севастополе есть такое предприятие. Почему его продукции нет в сетях?
Местная продукция не всегда дешевле. Упаковку кубанского молока я вчера купила в сети за 47 рублей. Ни у джанкойского, ни у сакского завода я таких цен не вижу. Их продукцию вообще не в каждой местной сети найдешь, заводы реализуют ее через собственные ларьки.
Но вопрос к чиновникам — почему той же грудки нет в сетях? Если с сетями невозможно договориться, что можно сделать, чтобы мы знали, что в Севастополе вообще есть такой продукт — на 100 руб дешевле, чем в крупной сети?
Десять лет назад мне довелось наблюдать, как в Нижегородской области была принята и заработала областная целевая программа «Покупай нижегородское». В Севастополе нет такого количества предприятий, но отчасти опыт поддержки местных производителей можно применять и здесь.
Смогут ли Кирпичников и Пономарев договориться, чтобы севастопольские предприятия были представлены в сетях на особых условиях?
Пока не попробуют, мы этого не узнаем. Возможно, такую программу имеет смысл развивать вместе с Крымом — у нас одни и те же сети, один рынок сбыта. Вот только крымскую продукцию в сетях я хоть иногда встречаю, а севастопольскую пока находила только в маленьких магазинах.
В Нижнем Новгороде у этой программы была мощная информационная поддержка в СМИ и соцсетях. Покупатели знали не только, где купить продукцию Шахунского молзавода или Дзержинского мясокомбината, но и как эта продукция производится, каков ее состав.
В Севастополе, напомним, есть государственное телевидение, которое содержат за счет городского бюджета. И есть севастопольские предприниматели, которые производят или выращивают свою продукцию.
Но севастопольскому госканалу не до поддержки местных производителей, о том, что где-то в Инкермане делают мясопродукты, я узнала случайно. А на ИКСе — унылая грызня всех со всеми, которую зачем-то вытащили из соцсетей на ТВ.
Между тем, еще недавно у телекомпании была своя довольно приличная потребительская программа «Народный выбор» с яркой и живой ведущей Анастасией Баклановой. Так почему бы не использовать этот ресурс для того, чтобы продвигать продукцию местных предприятий в формате «Покупай севастопольское»?
С тех пор, как я сравнила цены в Севастополе и Сочи и осознала, сколько мы здесь переплачиваем за продукты, я невольно продумываю каждую мелочь. Например, на глазунью беру яйца покрупнее и подороже, а для выпечки беру яйцо «Молодка» за 49 рублей.
В этом же ларьке у бывшего Сталинградского рынка самое крупное яйцо тоже дешевле, чем в сетях — 67 руб. Откуда яйца? Из Ростовской области.
Как этот предприниматель, закупая совсем небольшие (в сравнении с сетями) объемы, держит цены ниже крупной розницы? Мог бы он открыть еще несколько точек по городу (те самые новые рабочие места)? Мог бы вести мобильную торговлю с помощью автолавки?
Я свою «молодку» нашла случайно, заглянув за забор - там, где раньше было что-то вроде вещевого рынка, теперь торгуют продуктами предприниматели с демонтированного Сталинградского рынка.
А вот там, куда Кирпичников отправил торговать многих других предпринимателей с этого рынка — малолюдно и пусто. Большая часть киосков закрыты.
«Мы пока не уходим, потому что за свой счет здесь многое сделали, но нам здесь грустно, конечно. Торговли нет, место непроходное» - рассказала мне женщина за прилавком.
Если бы моя «молодка» открыла там еще одну точку с яйцами по 49 рублей, пошли бы туда покупатели? Для этого нужно, чтобы люди об этом узнали.
Предприниматели, которые хотят и могут формировать привлекательные ценовые предложения, есть у нас и в общепите, и в сфере услуг. Например, я знаю местечко, где подают завтрак за 149 рублей, плюс безлимитный кофе. Это маленькое кафе-пекарня с локацией в самом центре.
Возможно, другие предприниматели тоже готовы снижать цены на определенные позиции товаров и услуг — но у них нет возможности информировать об этом широкий круг потенциальных клиентов, коммерческую рекламу малый бизнес не окупит.
Как стимулировать распространение такой ценовой политики в городе, где рулит установка «плавики купят все»? Как заинтересовать предпринимателей в снижении цен?
На мой взгляд, нужен какой-то общий региональный ресурс, на котором каждый желающий сможет найти информацию о таких предложениях. Как вариант — проект регионального онлайн-рынка с бесплатной регистрацией и активной информационной поддержкой.
Такой опыт — с онлайн-рынками — сейчас нарабатывают в разных регионах. В Севастополе тоже очень многие предприниматели продают свою продукцию через интернет. Так почему бы не объединить их на одном ресурсе?
Рыбу я чаще всего покупаю у Миши, у него есть группа в соцсетях. Сам коптит, сам развозит заказчикам. Даже с учетом издержек на доставку, провесная скумбрия у него — 400 руб/кг, (в сетевых магазинах в среднем около 500 руб).
При этом, как рассказал мне Михаил, скумбрия у него с Фарерских островов, она в опте на 50 руб дороже, чем обычная.
Может ли Кирпичников помочь такому вот Мише, чтобы этот предприниматель мог продавать свою продукцию не только в формате развоза по адресам? И главное - хочет ли он ему помогать?
В Нижегородской области сейчас стартует проект, предусматривающий субсидирование затрат предпринимателей на спецтехнику для торговли - то есть автолавки. Бывший коллега Овсянникова по Минпромторгу, экс-замминистра и нынешний губернатор Нижегородчины Глеб Никитин таким образом поддерживает не только мобильную торговлю, но и местный автопром (Горьковский автозавод производит спецтехнику, в том числе и эти самые автолавки).
В Севастополе сейчас активно ведут борьбу с несанкционированной торговлей. Но по сути — это та самая мобильная торговля, о развитии которой сейчас заговорили в Минпромторге. Только у нас она представлена в самой дикой ее форме.
А если торговцы, которых сейчас гонят с площадей и от остановок, вместе с протоколом об административном нарушении будут получать информацию о том, что есть альтернатива этим гонениям? Например, о том, что они могут приобрести автолавку с господдержкой, получить бесплатную регистрацию на региональном онлайн-рынке и больше не бегать от рейдов «карательного органа», бросая ящики с товаром.
Бороться с дороговизной в нашем городе — все равно, что воевать с ветряными мельницами. Ментальная установка «военные и плавики все купят» еще долго будет первопричиной высоких цен. Еще недавно мы верили в то, что ситуация изменится после открытия моста, теперь верим в роль оптового центра, но уже меньше.
А вот то, что в Севастополе уже сейчас есть производители и предприниматели розничного звена с нежлобской ценовой политикой, это факт. Их мало, но они есть. Так что я бы оставила бессмысленную борьбу с высокими ценами и сосредоточилась на том, как помочь тем немногим, кто держит адекватные цены.
Если уж писать план мероприятий, то про них, про тех, кто помогает нам выкручиваться уже сегодня: как поощрить, поддержать и распространить их опыт.