На днях Дмитрий Овсянников подписал указ, которым оставил за собой непосредственный прямой контроль за работой капстроя и департамента архитектуры и градостроительства.
Напомним, эти полномочия уже были закреплены за ним ранее — с сентября 2017 года (когда был уволен профильный зам Дмитрий Гладский) до апреля 2018 года, когда должность вице-губернатора получил директор департамента капстроя Михаил Демиденко.
Бывший глава строительного комитета Санкт-Петербурга, г-н Демиденко появился в Севастополе в июне 2017 года, когда был назначен на должность директора департамента капитального строительства.
Недавно Демиденко был уволен, именно он ответил за срыв проектирования и строительства крупных соцобъектов в Севастополе – в частности, за провал реконструкции парка Победы, за затянувшееся проектирование онкодиспансера, больницы скорой помощи, психоневрологического интерната и многих других.
Собственно, для этого его в свое время и повысили до вице-губернатора, возложив на него прямую ответственность за работу управления стройнадзора и двух департаментов — капстроя и градостроительства.
После увольнения Демиденко, на должность директора департамента капстроя Овсянников назначил своего советника по вопросам строительства Сергея Смирнова. До этого «тайный советник» был непубличной фигурой, мало кто в городе знал его в лицо. По официальной версии, в качестве советника г-н Смирнов осуществлял мониторинг строительного рынка. В то же время телеграмм-каналы часто упоминают его имя в описании различных схем, которые правительство Овсянникова выстраивает с подрядчиками.
Пока Смирнов стал только директором департамента. Не исключено, что его ждет повторение пути Демиденко — повышение до вице-губернатора, возложение ответственности, увольнение за срыв строительства объектов ФЦП. Однако сейчас Овсянников снова несет прямую личную ответственность за проектирование социальных объектов, строительство объектов ФЦП и доработку Генплана. Но надолго ли?
«Примечания» не раз писали о том, что капстрой — одно из самых слабых мест управленца Овсянникова. Нельзя сказать, что он не пытался наладить работу департамента и подведомственного учреждения, которое выступает в качестве заказчика по госконтрактам на проектирование и строительство объектов ФЦП и госпрограмм по развитию города. Но управленческие решения принимались и реализовывались с опозданием.
Так, в августе 2017 года было объявлено о том, что Севастополь приступает к «опережающему проектированию». До конца года служба заказчика, слабость которой на тот момент была очевидна, подготовила техзадания и заключила десятки госконтрактов на проектирование, а потом, уже в начале 2018 года, это учреждение было преобразовано и усилено кадрами и дополнительным финансированием.
Отметим, что именно перед отчетом капстроя в заксобрании Севастополя, Овсянников запретил чиновникам выступать с такой информацией в городском парламенте. Отчет Демиденко был запланирован на 18 сентября, с того времени и до сих пор руководители департаментов не появляются в заксобрании.
Зато теперь губернатору предстоит «отчитываться перед жителями, интересы которых представляет партия» и «сверять часы» с севастопольским партактивом «Единой России», руководителем которого на днях был назначен депутат Госдумы Дмитрий Саблин. Об этом 30 января, во время своего визита в Севастополь, заявил секретарь генсовета партии Андрей Турчак.
То есть фактически Овсянникову предстоит отчитываться перед человеком, которого в городе считают явным претендентом на его место.
Чем сможет отчитаться губернатор за работу в сфере строительства соцобъектов?
В целом, из десятков объектов ФЦП в Севастополе построено очень немного — три детских сада, дамба на Бельбеке, два общественных пространства, несколько модульных амбулаторий и ФАПов. Опережающее проектирование тоже оказалось отстающим — срок большинства контрактов продлен, вместо августа прошлого года проектирование десятков соцобъектов теперь должно закончиться в феврале.
Ситуация с «большой стройкой» в Севастополе прояснится совсем скоро — подрядчики либо сдадут проекты, либо сроки снова будут сорваны. Кроме того, из экспертизы должны выйти проекты двух объектов здравоохранения — Севастопольской больницы скорой помощи и инфекционной больницы. Но их пока некому строить, губернатору не удалось добиться назначения единого подрядчика для больниц в Севастополе. Проект нового онкодиспансера вышел из экпертизы, но подрядчик на строительно-монтажные работы по контракту стоимостью 2 млрд 396 млн руб так и не выбран. Итоги конкурса, в котором победила стройфирма без опыта возведения таких объектов, были отменены. А крупные компании вряд ли рискнут работать в субъекте с такой непредсказуемой политической ситуацией.
Если отчет Овсянникова перед партактивом все же состоится (а при упрямстве, которое он не раз демонстрировал, это еще не факт), провал большой стройки в Севастополе единоросы наверняка ему припомнят.
Возможно, федералы опробуют в нашем городе новую предвыборную методику — как поднять рейтинг партии власти и ее нового местного лидера, потопив действующего губернатора. И прикрыть слабое место — срыв проектирования и строительства соцобъектов и разработки документов градостроительного планирования — ему пока нечем и некем, это его личная прямая ответственность.