Как севастополец попал в мир кино

Случайная встреча в Севастополе, а потом за три года — семь фильмов в массовке и три эпизодические роли, хороший шанс заработать и почувствовать на себе магию кинематографа. Как это бывает, «Примечаниям» рассказал сам счастливчик — Максим Байдалюк.
Наталия Коробова
25.11.2016

Я никакого отношения не имел к съемкам, просто смотрел фильмы и сериалы, как самый обычный зритель. И как-то раз один мамин знакомый пришел к нам в гости, мы начали общаться, и в какой-то момент в разговоре он сказал мне (так, между прочем), что есть возможность сняться в сериале в массовке, за один съемочный день получить (еще тогда, при Украине) 100 гривен. Понятно, что меня не привлекли деньги, это слишком мало. Было интересно узнать, как снимаются фильмы, увидеть все изнутри.

«Мочи красноперых»

Моим дебютом был сериал «Алмазы для Сталина», 2013 год, место съемок — Эски-Кермен. Я сразу начал стараться, хоть и понятно было, что это всего лишь массовка. Но тогда меня и заметили, единственному предложили выкрикнуть фразу: «Мочи красноперых!». Вот так сразу.

Уже там познакомился с кастинг-директором и бригадиром. Они посчитали, что я неплохо смотрюсь в камере, не делаю лишних движений, не заглядываю в объектив, и пригласили на следующий кастинг. Очень помогло то, что я быстро сообразил: если ты в массовке, ни в коем случае нельзя смотреть в камеру — если, конечно, это не задумано режиссером.

Снимался я с 15 мая по 4 июля. В свободные часы мы и в горы лазили, и поднимались на церкви, и просто на свежем воздухе отдыхали. Благодаря съемкам я посетил очень много мест в Крыму.

«О, сразу видно, Байдалюк пришел»

Первый кастинг меня сильно порадовал. Я удивился, что меня так тепло встретили. Получается, меня туда позвали уже знакомые на тот момент ребята со съемок сериала «Алмазы для Сталина». И когда заметили, что я стою со всей толпой и с кем-то громко разговариваю — со словами «О, сразу видно, Байдалюк пришел», позвали на просмотр.

Этот момент был одним из самых ярких — когда тебя узнают и первым приглашают такие уважаемые люди, когда с тобой здороваются профессиональные актеры. Вся толпа, в которой я изначально был, просто оборачивалась и стояла в шоке. Тогда я очень боялся «поймать звезду».

По итогу кастинг я прошел, но этот фильм так и не приехали снимать в Крым.

И все-таки первый кастинг дался морально с трудом. Потом все было намного легче: мне просто звонили и приглашали сниматься в массовках, в фильмах и сериалах, так я поучаствовал в семи проектах.

Семен Удалой

После съемок в массовке мне предлагали сниматься и в эпизодических ролях. Пока на моем счету только три фильма, где я «засветился» как актер, но ни один еще не вышел в свет. Премьеры будут в следующем году.

На последний фильм «Нулевая Мировая» я приехал в «групповке», но роль мне дали совершенно случайно. На меня посмотрели и спросили у кастинг-директора: «Это тот человек, который Семена Удалого играть будет?». А так как я визуально подходил (у меня еще борода была), то меня сразу взяли на эту роль.

В неофициальном трейлере этого фильма виден маленький фрагмент, как я упал в воду с корабля, и это было снято без каскадера. Раз пять прыгал с четырех метров на специальные маты — тренировался. Уже когда непосредственно снимали сам эпизод, чуть вывих плеча из сустава не случился. А вообще в первый день мы сняли часть со мной за пять дублей, всего тогда на съемочной площадке я провел пять часов и мне заплатили 4000 рублей.

Второй день этих съемок, хоть ограничился двумя часами, но был в 100 раз труднее первого. Съемки проходили в бассейне, там со всех сторон были камеры, аквалангисты, снаряженные операторы и страховка. Мне нужно было под водой, изобразить и горе (потому что я умираю), и радость (потому что я не предал свою страну) одновременно.

Для меня как для непрофессионала это было сложно, но возможно. Смущало и то, что под водой дыхание нужно было стимулировать. И то, что я замерзал из-за мокрой тяжелой одежды. И то, что я должен сыграть противоположные эмоции: одно — глазами, другое — мимикой.

Но это задание я выполнил, даже главный режиссер Денис Беспалый меня обнял и говорит: «Макс, все! Спасибо!», и еще бутылочку коньячка подарил, чтобы я согрелся, видимо. За эти съемки я получил 7000 рублей.

Массовка — эпизодическая роль — второстепенная роль. Дальше — больше, если очень повезет.

Чем эпизод лучше массовки

Разница, когда ты играешь в массовке и когда ты снимаешься в эпизодической роли, просто несравнимая.

Во-первых, в массовке тебе за то, что ты целый день находишься на съемочной площадке, платят 1000 рублей, а за эпизод платят в день от 3000 рулей.

Во-вторых, к массовке относятся по-разному: иногда обеспечивают отельным местом и обедом, а есть и такое, когда тебе вообще ничего не дают, никак не заботятся. А вот когда в эпизоде снимаешься, за тобой вообще все бегают, у тебя есть свой трейлер, где ты можешь посидеть отдохнуть, все обращаются на «Вы» — чувствуется уважение.

Ничего серьезного

Я не собираюсь в дальнейшем связывать свою жизнь с кино. Это непостоянство: у тебя не всегда будут фильмы, проекты — а значит, и заработок, деньги многое решают. Поэтому, если будут дальше приглашать, то я не откажусь, но зацикливаться только на этом не буду.

Мне нравится, когда меня на экране узнает моя мама, она любительница русских фильмов. Понятно же, что, играя в массовке, знаменитым не станешь, но она все равно всегда мной гордится.

Друзья с позитивом подшучивают и называют меня «актер», «звезда», но мы все понимаем, что это всего лишь шутка, и остаемся такими же обычными людьми.

Магия кино

Съемочная площадка — это очень специфическое место, с определенной атмосферой. Действительно, там ты ощущаешь магию кино, и понимаешь, как устроена эта кухня. Потом, когда ты дома смотришь фильмы, ты уже на автомате продумываешь: где кто стоит со светом, кто со звуком, где рельсы едут. Это все ты уже машинально представляешь.

Люди в этой сфере все творческие и эмоциональные, начиная с гримеров, постановщиков и декораторов, и заканчивая самим режиссером. Крики и брань на площадке — это вообще приветствуется, вполне нормально, ну а как без этого? Мне кажется, периодически нужно крикнуть, чтобы, простимулировать всех на площадке.

Актеры одни в кино — и совсем другие в действительности. Чаще всего они проще, чем кажутся. Мы пересекаемся иногда на курилке, можем вообще спокойно о чем-либо поговорить. Например, с Кириллом Кагановичем из «Папиных дочек» мы прогуливались, много общались. Так же было и с дублёром Баскова, мы вообще быстро нашли общий язык.

Съемочная площадка, когда на ней идет процесс, определенно то место, в котором стоит побывать.