Жители Крыма жалуются на засилье в эфире украинских радиостанций, которые можно услышать на достаточно обширной территории полуострова — от Старого Крыма и почти до Симферополя при полной неслышимости российских ФМ-аналогов. «Не знаю, как по Крыму, но по шоссе Феодосия-Симферополь, начиная от Старого Крыма и, практически, до самого Симферополя, при полном отсутствии в эфире российских ФМ-радиостанций, прекрасен прием двух украинских: одна на украинском, другая на русском... что за дела творятся чудные?» — написал 2 декабря крымский пользователь Facebook Олег Устименко.
Действительно, хотя трасса Симферополь-Керчь далеко от Чонгара, особенности рельефа местности и слабость сигнала крымских российских ФМ-станций делает качество вещания украинских радиоголосов отменным. В этом, кстати, не раз убеждались лично авторы «Примечаний».
По пути из Симферополя в Феодосию есть несколько довольно протяженных участков, где не ловит ни одна эфирная российcкая радиостанция – только «голоса Украины».
Объясняется это довольно просто. С 1 сентября 2017 года на юге Херсонской области в поселке Чонгар заработала большая телекоммуникационная башня, о начале строительства которой еще год назад объявило украинское Министерство информационной политики. Украинские чиновники объявили, что вышка предназначена специально для трансляции украинских вещателей на «временно оккупированную территорию». Задача объекта — возвращение контроля над крымским информпространством, напоминает «Свободная пресса».
В ответ крымские чиновники упражнялись в шапкозакидательском остроумии. Министр пропаганды Дмитрий Полонский заявлял, что украинцы распилят деньги, но ничего не построят, депутат Госдумы от Крыма Андрей Козенко - что вышку снесет ветром.
Но уже к сентябрю украинское радио появилось в эфире Симферополя, Бахчисарая и Керчи. Утреннюю музыку для «оккупированных крымчан» крутит херсонский Хiт-FM и другие радиостанции. Между песнями в эфир выходят вполне русофобские новости и «экспертные мнения» о жизни населения «оккупированного полуострова». Причем трансляция мощнее, чем у российских «Вестей», пишет «Свободная Пресса».
Это закономерно – большинство радиостанций живет на самоокупаемости за счет рекламы. Крым находится под санкциями, и рекламодателей здесь немного, поэтому усиливать вещание некому и незачем- работы по улучшению сигнала никогда не окупятся.
Безусловно, большинство крымчан всегда предпочитало российский информационный продукт, но проблема в том, что сейчас во многих районах степного Крыма украинский более доступен.
Депутат Козенко заявлял, что у Крыма «достаточно технических средств, чтобы прекратить недозволенное российским законодательством вещание». Но в Киеве считают, что г-н Козенко преувеличил возможности полуострова. «Русские не смогут подавить вещание украинских телеканалов, у них нет оборудования, - утверждает член украинской Национальной рады по вопросам телевидения и радиовещания Сергей Костинский. - Чтобы заглушить, нужна мощность выше с той стороны. А чонгарская вышка — самый крупный и мощный объект в регионе».
Так или иначе, трансляция продолжается. Недавно глава правительства Крыма собирал подчиненных обсудить проблему, но эффективных идей у чиновников нет. «Вражескую пропаганду погасите, Сергей Геннадиевич, — попросил Аксенов зама главы Мининформа Сергея Зырьянова. — Вот КНДР направляют динамики на южную сторону и все песни военных лет включают. Это самый нормальный способ. Врагов от песен военных лет трясет… Идеология всегда побеждает! Поскольку мы правы, наши деды и отцы фашистов разбивали, поэтому их пособников побьем тем более», — рассуждал Аксенов.
Зачем крутить песни военных лет украинцам, если речь идет о тысячах крымчан, оказавшихся в агрессивном украинском медиаполе, осталось неясным.
Утверждение о побеждающей идеологии тоже сомнительно: дело в том, что у постмайданной Украины идеология явно есть, какой бы нацистской она ни была. А вот что за идеология господствует сегодня у нас – большой вопрос.
Зато пыл борьбы с «украинской пропагандой» в крымских чиновниках быстро просыпается, если кто-то начинает критиковать их самих. Судя по заявлениям того же Дмитрия Полонского, любые упоминания о чиновничьей некомпетентности, кумовстве и договорняках могут исходить лишь из уст украинских и американских агентов. Против тех, кто не молчит, совмин Крыма развернул настоящую войну: контролируемые Мининформом СМИ, боты и телеграм-каналы отводят «ловле шпионов» значительную часть своей повестки. Предполагается, что эталонный крымчанин, заметив расхождения между словами и делами чиновников, должен молчать, оправдывая любое злоупотребление начальства тем, что «мы в России».
Еще при Украине, когда в большинстве российских регионах отменили губернаторские выборы, а депутатские кампании стали не столь хлебными, на полуостров перебрался целый пул российских пиарщиков, которым «русский вопрос» в Крыму позволял успешно пережить бескормицу. Казалось бы, есть кому посоветовать местным чиновникам как работать с общественниками, блогерами и СМИ. Однако методы коммуникаций напоминают те, что использовались еще до проникновения в нашу страну термина «пиар».
Так, вице-спикер Госсовета РК Ефим Фикс в лучших советских традициях предложил брать с американских журналистов, которые хотят посетить Крым, расписку о том, что по возвращении на родину они напишут и покажут «правду» о полуострове.
Очевидно, что подобный неадекват лишь помогает украинской пропаганде доказывать: «свободы слова на полуострове нет». И сообщать об этом самим крымчанам с Чонгара.