Крым отмел три проекта, но признал перспективным четвертый: теперь вместе с Соколинским водохранилищем хотят построить 35-километровый самотечный водовод. Борьба за реку только начинается, считают жители долины. Севастопольские чиновники пытаются купить их лояльность, обещая построить в селах водопровод.
Московская компания «МосСтройКвадрат», занимавшаяся исследованием вопроса переброски воды из реки Коккозка в Чернореченское водохранилище, предложило комиссии три варианта его реализации.
Первый — строительство подземного тоннеля протяженностью 8,7 км. Сроки реализации — 5 лет. Стоимость проекта — 5,5 млрд рублей при заложенных в ФЦП 1,7 млрд. Этот вариант сам «МосСтройКвадрат» считает бесперспективным.
Второй вариант — организация водовода длиной 28 км, а в случае необходимости — устройство закрытого перехода длиной 3 км. Стоимость реализации — 1,3-1,5 млрд рублей.
Третий вариант — сооружение самотечного водовода до точки сброса в Чернореченское водохранилище вблизи Озерного. Стоимость реализации проекта — 2,3-2,7 млрд рублей.
Все три проекта признаны комиссией нецелесообразными, «учитывая, что прохождение трассы влечет значительное негативное воздействие на окружающую среду».
Однако комиссию заинтересовал четвертый вариант, предложенный крымским геологом Виктором Юдиным из Симферополя в марте 2016 года. Он предусматривает строительство водовода длиной около 35 км, по которому вода самотеком пойдет из большого Соколинского водохранилища вдоль реки Бельбек через седловину у подножия Мангуп-Кале и далее вдоль дороги через села Терновка, Черноречье до водозабора на реке Черной.
По словам Юдина, преимущества его предложения очевидны: минимальный экологический ущерб — водовод минует территории экологических заказников, отсутствие насосных станций и электроэнергии для них. К тому же он исключает потери воды от испарения и просачивания в грунт. Напомним, что по подсчетам крымских геологов около 20 процентов воды в русле реки Черной исчезает безвозвратно именно по этим двум естественным причинам.
Так может лучше было бы направить средства на строительство аналогичного водовода из Чернореченского водохранилища до водозабора, чтобы необходимая городу вода не текла по каньону Черной самотеком? Или укрепить русло в районе села Морозовка, где часть стока уходит под землю?
Почему местные власти включили в ФЦП именно этот вариант решения проблемы водоснабжения — строительство Соколинского водохранилища и тракта водовода?
Высокопоставленный источник «Примечаний» в федеральных структурах РФ подтвердил, что инициатива исходила именно от правительства Сергея Меняйло: ни Министерство экономического развития, ни другие федеральные органы не имели к этому отношения.
Теперь заявления об отказе от проекта как минимум преждевременны, считает наш источник: общественное мнение не может служить основанием для отказа, раз проект уже включен в ФЦП по развитию Крыма и Севастополя до 2020 года. Предстоит длительная работа по изучению проектных предложений и возможных альтернатив.
Сам Виктор Юдин заявил «Примечаниям», что пока не знает, сколько будет стоить реализация его проекта.
«Никак не могу сравнить [стоимость с проектами «МосСтройКвадрата»], — сказал геолог, — потому что формально техническое задание было на переброску Коккозки в Чернореченское водохранилище. И исполнители сделали четыре варианта этой переброски. То, что я предлагаю, требует изменения технического задания. Я не знаю, будет ли кто-то заниматься этим проектом, решение комиссии я еще не получил».
Тем временем активисты рабочей группы по защите реки Кокозки продолжают самостоятельно обращаться к экспертам, способным оценить проект.
На днях был получен ответ из института спелеологии и карстологии КФУ им. Вернадского, в котором ученые попытались смоделировать на рельефе запланированное водохранилище. И оказалось, что оно затопит около 1,3 км дороги Бахчисарай-Ялта — в том месте, где альтернативы ее строительству не существует.
Видимо, именно поэтому крымские власти не обращают внимание на то, что дорога в последние годы сильно ползет — проще ее закрыть, чем ремонтировать.
Специалисты института также прогнозируют значительное усиление оползневых процессов в зоне строительства водохранилища. К тому же создание подобных гидротехнических сооружений в зоне распространения карста сопряжено с многими рисками, в том числе и риском утечки воды, которая может попросту уйти под землю. Строительство водохранилища в зоне крупных геологических разломов повысит сейсмику района еще на один балл. Сейчас она достигает 9 баллов. Все это в будущем негативно отразится на жителях всего Крыма.
В своем заключении они предлагают альтернативу: решение вопроса водоснабжения Севастополя за счет использования ресурса подземных вод из Байдарского межгорного артезианского бассейна — тех самых скважин, которые были разведаны в Байдарской долине в 70-80 годах.
В свою очередь правительство Севастополя пытается заигрывать с жителями Бельбекской долины, обещая им построить водопровод с селах Соколиное, Аромат, Голубинка, Нижняя Голубинка, Новополье.
И.о. директора департамента городского хозяйства Андрей Демин в своем письме представителю рабочей группы по защите Кокозки Татьяне Крыловой от 26 августа 2016 года сообщил, что заказчик работ, ГКУ «Капитальное строительство» Севастополя, учитывает пожелания местных жителей. «Для определения объемов водопотребления и точек подключения […] представителями ООО «МосСтройКвадрат» отправлен необходимый запрос в органы сельских поселений», — пишет Демин.
Активисты, защищающие Коккозку, считают, что информацию об отмене проекта специально распространили в СМИ, чтобы успокоить людей. Хотя от самой идеи и денег, заложенных в ФЦП, никто и не собирался отказываться.
По словам Татьяны Крыловой, местные жители ни разу не высказывали пожеланий по строительству водопровода, тем более в письменном виде. И с «Капитальным строительством» никто, по сведениям, имеющимся у активистки, не встречался. Жители долины в целом против строительства тракта водовода и сознательно не пойдут на компромисс.
«Никаких писем и заявок, тем более на Севастополь и на Демина мы не писали, — прокомментировал ситуацию Николай Бир, начальник отдела курортов, туризма и природопользования Бахчисарайской администрации. — Никогда такого не будет. Люди против [строительства водовода и водохранилища], пусть они не обманывают людей».
Напомним, что ранее геологи предупреждали, что любые строительные работы в сейсмоопасной и нестабильной зоне могут привести к исчезновению питьевой воды не только в Бельбекской, но и в соседней Байдарской долине. А экологи уверяют, что сбор паводковых вод приведет к нарушению режима реки: ниже по течению начнет ощущаться недостаток влаги, пересохнут деревья, обмелеют колодцы. Погибнут многие речные животные, жизнь которых напрямую связана с паводками — в том числе занесенные в Красную книгу Крыма. Уменьшение водотока во время паводков снизит объемы твердого стока реки — песка и гальки, выносимых в море, что приведет к исчезновению пляжей в районе Любимовки. Оползневые процессы в районе Северной стороны усилятся.