Пока алуштинский депутат Павел Степанченко томится в симферопольском СИЗО по обвинению в коммерческом подкупе, городской совет Алушты пытается лишить его мандата. Месяцем ранее был изгнан из местного парламента второй депутат горсовета от КПРФ Виталий Петров, который оказался за решеткой по другому делу. Сидит в СИЗО и главный редактор алуштинской «Твоей газеты» Алексей Назимов. Он освещал злоключения однопартийца Степанченко и тоже был исключен из КПРФ.
Защищать бывшего однопартийца Степанченко КПРФ больше не собирается. Об этом вновь сказал «Примечаниям» источник в крымском рескоме. И хотя партия не инициировала каких-либо шагов для скорейшего снятия со Степанченко депутатских полномочий, крымские коммунисты рады скорой замене «списочника» на «более достойную кандидатуру, которая могла бы зайти в горсовет и принести больше пользы партии и избирателям».
Напомним, Павел Степанченко стал депутатом алуштинского горсовета в 2014 году, пройдя по спискам от КПРФ. В то время он занимал должность первого секретаря горкома партии в Алуште. Вторым депутатом-коммунистом стал его друг, помощник и спонсор Виктор Петров.
Сами списки формировались в то время не в Крыму, а в президиуме центрального комитета КПРФ, и хозяева полуострова просто не успели провести туда «правильных» людей. Так в местные отделения партии попали реальные беспокойные общественники.
«Степанченко попал в список как руководитель алуштинского отделения. А как в нем оказался второй номер, правая рука Степанченко, Петров — неизвестно. Возможно, он вообще не был членом партии. Те люди, которые попали в алуштинский горсовет, были коммунистами только по названию. Со временем вскрылось, что партии с ними не по пути», — рассказал источник.
Источник: «Твоя газета»
Степанченко сразу же развернул в городе бурную деятельность. Он еще во время выборов неоднократно выступал с протестами на действия территориальной избирательной комиссии Алушты. Позже, став депутатом, он организовывал митинги, встречи с избирателями, публичные протесты.
Степанченко боролся против закрытых пляжей, стихийной торговли, застройки парков и зеленых зон в Алуште, голосовал против повышения тарифов на ЖКХ и даже критиковал власть. В общем, вел себя не так, как подобает члену КПРФ.
Товарищам по партии это очень не нравилось. Они характеризуют Степанченко как человека вспыльчивого и бескомпромиссного. «Он никогда не был сдержанным человеком. Будучи членом КПРФ, он не раз агрессивно выступал против власти, появлялся на заседаниях территориальной избирательной комиссии, чем вызвал личную неприязнь председателя комиссии», — рассказал «Примечаниям» источник в КПРФ.
При этом коммунисты поначалу за своего вступались. «Пока он был членом партии, многие конфликты удавалось сгладить. Члены республиканского комитета выезжали в Алушту, чтобы решить вопросы», — рассказал нам бывший однопартиец.
На одной из встреч — в гаражном кооперативе ГСК-4 «Восточный» в феврале 2015 года — между Степанченко, председателем кооператива Ольгой Корчевской и ее мужем разгорелся конфликт. Началась потасовка, в ходе которой депутат вытащил из кармана газовый баллончик и распылил его содержимое Корчевскому в лицо.
«На собрании поднимались вопросы переизбрания председателя, отчетность председателя. Председателю Корчевской не понравилось, что данные неудобные для них вопросы я снимал на фото- и видео аппаратуру. Корчевский толкался, бил по камере в моих руках, бил по камерам других членов кооператива. Я был вынужден защитить себя». Так объяснял депутат свои действия в декабре 2015 года, когда по эпизоду уже было возбуждено уголовное дело по статье «Совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, из хулиганских побуждений».
Пока длилось следствие, Степанченко неоднократно заявлял в СМИ, что оно проводится с нарушениями. По его словам, следователь отказывался опрашивать свидетелей, которые могли бы подтвердить факт самообороны, оказывал на них давление.
В декабре 2015 года коммунисты решили избавиться от строптивого депутата. Степанченко исключили из партии, а само алуштинское отделение ликвидировали. Кстати, в это же время из КПРФ вылетел и главный редактор «Твоей газеты» Алексей Назимов, освещавший злоключения друга-депутата.
Формальным поводом для исключения Степанченко стало нарушение партийной дисциплины. По словам нашего источника, он «вынес сор из избы».
«У него начались разногласия с первым секретарем, то есть руководством крымского отделения. Пока этот конфликт был внутренним, этот вопрос можно было урегулировать. Но потом Павел подал в суд на руководителя отделения Олега Соломахина.
Внутренние инструкции партии говорят недвусмысленно: в том случае, если внутренние вопросы выносятся вовне — это суд, прокуратура и так далее — человек подлежит исключению из партии и лишению всех выборных должностей», — пояснили нам.
На вопрос о сути иска, который Степанченко подал на Олега Соломахина, в крымском рескоме ответили следующее:
«Было нарушение трудового распорядка. Павел отправился на мероприятие без согласования с руководством — это "Территория смыслов на Клязьме" или что-то такое. Павел подал заявку и уехал туда без предупреждения. Когда его хотели вызвать на совещание в Симферополь, стали ему звонить, то выяснилось, что он за территорией Крыма и приехать не может. Ему объявили выговор или что-то такое, я точно не знаю. Павел не согласился, сначала пытался это решение отменить. Когда внутренние партийные органы сказали, что наказание справедливое, он обратился в суд. Суд остался на стороне руководства рескома и оставил в силе это решение. Так как конфликт был вынесен за пределы партии, было принято решение о его исключении».
Однако есть и другая версия конфликта между верхушкой крымского отделения и алуштинским депутатом. На выборах в Госсовет Крыма КПРФ не получила ни одного места в парламенте. Из-за оппозиционного поведения однопартийца коммунисты могли лишиться коммуникации с действующей властью в лице «Единой России» и потерять всякую надежду на места в Госсовете в будущем.
В июне 2016 года депутат Павел Степанченко отправился на встречу с избирателями на набережную Алушты. Люди вышли протестовать против загромождения набережной ларьками и аттракционами. Но разговор с народом не состоялся: полиция разогнала митинг. Троих людей, включая Степанченко, арестовали, а самого депутата избили. Впоследствии суд назначил ему наказание в виде пяти суток ареста и 30 часов общественных работ.
Член крымского отделения КПРФ Степан Кискин тогда заступился за Степанченко. «Несмотря на то, что Павел Степанченко исключён из КПРФ, он является депутатом горсовета Алушты и имеет право и обязанность проводить встречи с избирателями.«Меня удивляет позиция молчания крымских депутатов разного уровня по поводу избиения Павла Степанченко. Никто не имеет права запрещать муниципальному депутату общаться с избирателями», — написал Кискин у себя в Facebook.
А буквально через несколько месяцев — сразу после возбуждения против оппозиционных властям Степанченко и Назимова нового уголовного дела по факту вымогательства — Кискин открестился от бывшего однопартийца, заявив, что депутат Степанченко «больше не числится в наших рядах». Произошло это от того, что Кискину «сверху постучали по голове за защиту Степанченко, возможно, из Москвы».
И вот, 9 декабря 2016 года на сессию алуштинского горсовета был вынесен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Степанченко. Но голосование по нему так и не состоялось.
Глава горсовета Галина Огнева заверила «Примечания», что вопрос о прекращении полномочий поднимается не в связи с текущими обвинениями Степанченко, а по ранее вынесенному приговору, касающемуся конфликта с применениям газового баллончика.
«У нас было первичное решение суда, — прокомментировала ситуацию председатель горсовета Галина Огнева. — Нас поставили в известность, что применена мера наказания к депутату Степанченко. Но выяснилось, что он подал апелляцию. Пока не будет решения апелляционного суда, мы не имеем права лишать его депутатского мандата.
Если суд подтвердит решение первого слушания, мы рассмотрим [вопрос о лишении Степанченко мандата] повторно. Нас предупредила прокуратура, что была подана апелляционная жалоба», — сообщила Огнева.
Факт наличия апелляции по делу о хулиганстве подтвердил и адвокат Павла Степанченко Андрей Логинов.
Незадолго до этого, 18 ноября 2016 года, были досрочно прекращены полномочия второго алуштинского депутата-коммуниста. В отличие от «хулигана» Степанченко, Виктор Петров был осужден за совершение особо тяжкого преступления. Петров признан виновным по делу об убийстве бизнесмена Александра Пятничко, лидера байк-клуба «Островитяне» по прозвищу «Лобо».
Виктору Петрову дали 14 лет, уже год он отбывает наказание, но мандата его лишили только сейчас.
«Почти сразу после того, как состоялись выборы, появилась информация, что на него заведено уголовное дело, — поделился с «Примечаниями» член крымского КПРФ. — К тому, что его будут снимать, готовились долго.
Поэтому для меня было странно, почему Павла меняют так быстро. Тем более, что дело закончилось всего лишь хулиганством. Возможно, он наступил на больную мозоль власти. И, к сожалению, только благодаря своему поведению он находится там, где находится. И имеет то, что имеет. Как только Павел противопоставил себя партии, любое прикрытие со стороны рескома прекратилось».
Крымским коммунистам осталось лишь дождаться, когда суд вынесет окончательное решение по делам Степанченко. Судя по всему, в их обвинительной природе даже не стоит сомневаться. Как только депутата лишат мандата, коммунисты тут же предложат подходящую кандидатуру.
От этого выиграют все: и крымские власти, представленные в основном «единороссами» — никто и не посмеет впредь, как Назимов и Степанченко, говорить во всеуслышание о нарушениях на выборах. И коммунисты, наконец, обретут надежду занять в ходе следующих выборов столь вожделенные места в Крымском госсовете.