На днях в Россельхознадзоре Крыма состоялся семинар. Посвящен он был «Списку честных», который был создан исключительно во благо обычных потребителей. На данный момент в нем числятся 70 предприятий. Список был создан недавно, в апреле 2016 года. В него входят те производители, в продукции которых отсутствуют фасльсификаты.
В Россельхознадзоре решили рассказать об этой идее крымским предпринимателям. По почте были разосланы «письма счастья». В них на встречу в узком кругу пригласили руководство таких предприятий, как ООО «Крымский молочник», «ДК «Мегатрейд-ЮГ», ООО «Бег», ООО «Новатор», ООО «Черноморский завод продтоваров», ООО АФ «Зеленогорск». Также на сайте госструктуры была размещена новость о грядущем семинаре.
А дальше произошли чудеса. На встречу никто не пришел, вообще никто. Может возникнуть впечатление, что крымские молочники полностью игнорируют прекрасную идею создания списка порядочных производителей молока и молочной продукции в Крыму. Но оказалось, их просто должны образом не предупредили.
По словам генерального директора ООО «Крымский молочник», он письма не видел, на сайте информацию не читал, потому что у него физически нет возможности тратить свое время на изучение интернет-ресурсов. Интереснее ситуация сложилась у предприятия ООО «ДК «Мегатрейд-ЮГ», известном больше как «Сакский молочный завод». По словам Юрия Оболенцева, директора ООО «ДК «Мегатрейд-ЮГ», как раз в день семинара на их предприятие пришла проверка качества выпускаемой продукции. Оболенцев говорит, что они уведомили об этом Россельхознадзор — однако в новости на официальном сайте ведомства предприятие «ДК «Мегатрейд-ЮГ» почему-то также числится среди тех, кто проигнорировал мероприятие. Неужели сотрудники госструктуры не общаются между собой? Или не понимают, что в день проверки на молочном заводе руководство и другие сотрудники должны быть на местах?
В результате из крымчан семинар посетил только представитель ФГАОУ ВО КФУ им В.И. Вернадского — замдиректора по учебной работе, доктор технических наук, профессор Юрий Гербер.
По словам гендиректора ООО «Крымский молочник» Александра Слюсаренко, в личной беседе ему сообщили, что мероприятие было скучным и безынтересным. Однако так не посчитали представители СМИ. Неудавшийся семинар показался им сенсационным. Причем настолько, что им тут же заинтересовались журналисты не только в Крыму, но и на материке.
Заголовки новостей без содрогания читать было невозможно:
В Крыму отказались производить натуральные молочные продукты
Ни один производитель молочной продукции в Крыму не вошел в «Список честных»
Крымские молочники не хотят изготавливать продукцию без применения жиров растительного происхождения
Это лишь часть статей, появившихся на региональных и федеральных интернет-сайтах. При этом даже вполне уважаемые СМИ не стеснялись в выражениях. Почему коллеги решили сделать такие выводы — понятно: первоисточником для журналистов послужил официальный сайт Россельхознадзора, на котором была размещена новость «Крымские молочники отказались от диалога по фальсификации продукции». В ее тексте присутствует фраза: «Отказ других предприятий от диалога по вопросу качества молочных продуктов Управление расценивает как нежелание перестраивать свою работу с целью повышения безопасности изготовляемой продукции для здоровья людей».
На самом деле, крымские производители, наверное, больше других заинтересованы в честной работе. Они устали от постоянных обвинений в свой адрес. Юрий Оболенцев, директор ООО «ДК «Мегатрейд-ЮГ», считает, что предприятия Крыма постоянно и незаслуженно обливают грязью:
«Мы не добавляем сухое молоко, следим за качеством продукции. Работаем, несмотря ни на какие трудности. Но при этом постоянно публикуются новости, которые дискредитируют различные предприятия Крыма. Мы работаем честно! Но теперь нас включили в список тех, кто недобросовестно трудится. Как это влияет на работу, на всех сотрудников? Как вы думаете?»
По словам Александра Слюсаренко, он давно настаивает на создании особой маркировки. На молочной продукции должно быть указано «натуральный продукт». Тогда покупатель сам сможет решить, готов он платить 120 рублей за пачку настоящего сливочного масла или, напротив, хочет спрэд за 50 рублей. Пока многие производители, в том числе и материковые, стыдливо умалчивают о том, что при создании их продукции щедро добавляется сухое молоко или пальмовое масло.
И тут пора задать главный вопрос. Кому выгодна эта шумиха? Россельхознадзору? Ему, по большому счету, ни холодно, ни жарко от того, кто и как делает молоко и молочную продукцию в Крыму. Скажут проверить — проверим. Не скажут — другими делами займемся.
Может быть, такая подмена понятий выгодна производителям с материка? Их продукция есть в любом супермаркете. Встретить молоко, кефир, творожки и многое другое от производителей из Краснодара и Ростова можно в детских садах и санаториях.
Материковые компании назначают низкую цену и выигрывают тендеры один за другим. Но есть одно «но». По словам нескольких крымских производителей молочной продукции, на материке очень уж любят пальмовое масло и сухое молоко. Эти два компонента помогают создавать бесконечные литры дешевого молока и других продуктов.
А вот в Крыму молочники с химией осторожничают. Большинство предпринимателей использует ее в ограниченных количествах или отказываются от нее вовсе. Получается, что стоимость, допустим, пачки сливочного масла одинаковая, но при этом крымский продукт натуральный, а материковый — нет. Прибыль у конкурентов из других регионов больше.
Напомним, что после двухкратной девальвации рубля в 2015 году производство молока в России упало — но при этом резко возросло производство некоторых молочных продуктов, в частности, сыров. Одновременно, по статистке, резко вырос ввоз в страну пальмового масла.
Дошло до того, что из «пальмы» стали делать в России не только имитацию твердых сыров, но и «творог», который, как показал недавний скандал в Санкт-Петербурге, загорается от поднесенной спички.
После растиражированного СМИ сообщения о несостоявшемся семинаре желающих покупать крымские продукты станет еще меньше. Создается ощущение, что на полуострове кто-то получает внушительные суммы за то, чтобы мешать развиваться местным производителям. А может быть, среди чиновников Роспотребнадзора просто нет крымчан?
Остается надеяться только на жителей полуострова, которые сделают разумный выбор. Тем более, что причины для молочного патриотизма у крымчан есть, и причины вполне рациональные. Помимо меньшего содержания химии в местных молокопродуктах, их еще и честнее упаковывают: «литровые» пакеты молока с реальной емкостью 900 мл или 800 мл (реальный объем обычно указан мелким шрифтом в незаметном месте) или «двухсотграммовые» пачки масла весом 180 г чаще встречаются у материковых производителей.
Проверить качество молочной продукции дома несложно. Несколько капель натурального свежевыжатого лимонного сока добавьте в пару ложек молока. Оно свернулось? Значит, можно пить, не боясь за свое здоровье. Молоко с длительным сроком хранения надолго оставьте на солнце - вскоре оно испортится. Если, испортившись, оно изменило свою структуру — значит, молоко натуральное. Если испорченное молоко внешне выглядит так же – оно с пальмовым маслом. Сливочное масло достаточно растопить на сковороде. Равномерно плавится и не стреляет? Нет неприятного запаха? Смело мажьте на бутерброд. Можно проверить и кусочек сыра: если при комнатной температуре он покрывается масляными каплями — это подделка.
Ну и, конечно, надо понимать, что 200-граммовая пачка натурального сливочного масла не может стоить дешевле 100 рублей. Независимо от того, что написано на упаковке, и каким бы именитым ни был производитель. Чудес не бывает.