В Севастополе продолжается снос гаражных кооперативов. Сейчас работы ведутся в районе ул. Корчагина. Здесь демонтируют гаражи, принадлежащие пайщикам кооперативов «Рассвет» и «Причал-2». Объявления о сносе появились на воротах гаражей месяц назад — 16 мая.
Согласно этому документу, «правообладатель объекта» должен самостоятельно в 10-дневный срок демонтировать принадлежащий ему гараж, незаконно стоящий на городской земле. Многие гаражи вывезли, многие продали за 10-15 тысяч.
Решения суда для сноса не требуется: он проводится согласно постановлению правительства Севастополя «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Севастополя» №385 от 09.10.2014. Видимо, с гаражами так можно, а с более «наглыми» самостроями эта схема не работает.
Те гаражи, которые хозяева не демонтировали самостоятельно, вывозит город. Занимается этим, по словам рабочих, ГБУ «Парки и скверы», подчиняющееся горхозу. Рабочие сначала вскрывают гараж и убеждаются, что внутри нет ничего ценного, грузят его на манипулятор и увозят на штраф-площадку. Весь скопившийся внутри гаражи хлам остается лежать на пустыре. Если внутри «ракушки» обнаруживают что-либо ценное, предметы описывают и перемещают вместе с гаражом на ответственное хранение.
Гараж и имущество будут хранить на площадке в течение 60 дней. А затем, если хозяин не объявится, его утилизируют. Правда, здесь есть ограничение: стоимость предметов не должна превышать пятикратного размера МРОТ.
Если же владелец решить забрать гараж, ему придется оплатить работу манипулятора и предоставить документы о праве собственности. А с этим, говорят хозяева гаражей, с которыми «Примечаниям» удалось пообщаться на месте, могут возникнуть проблемы. В качестве доказательства горхоз признает ранее действовавший договор аренды на землю под гаражом или разрешение на его размещение. А таких документов у людей нет.
При Украине все они были членами гаражных кооперативов, разбросанных на пустырях вокруг улицы Корчагина. Когда район начал массово застраиваться, тогдашняя Гагаринская администрация попросила людей переместить «ракушки» под стенку Севастопольского торгового морского порта, где тогда тоже располагался гаражный кооператив. Чиновники сами разровняли площадку, завезли крупный щебень и обещали поспособствовать в оформлении земли.
Но за 10 лет сделать это так и не удалось. Уже при России люди оформили свои кооперативы заново и подали в ДИЗО заявки на аренду земли. Но получили отказ. «Они говорили: то одной бумажки не хватает, то другой, — сетуют владельцы гаражей. — Мы просили разъяснить нам, что же нужно для оформления. В конце концов, там же, в самом ДИЗО, нам дали телефон юриста, который разбирается в этих вопросах. Он запросил 150 тыс. рублей. Мы дали аванс 105 тыс., но за два года он так ничего и не сделал. Мы пытались подавать документы и через МФЦ — результат тот же».
Здесь, на месте сноса вдоль забора порта, в будущем будет построена кольцевая дорога, опоясывающая район проспекта Античный — ул. Челнокова. Чуть поодаль, у домов по ул. Корчагина, 2 и 4 тоже сносят гаражи, относящиеся к «Причалу-2». Они были установлены сразу после строительства 12-этажных «свечек», и долгие годы их никто не трогал, так как стоят они на магистральных коммуникациях. По этому участку проходит 500-миллимитровая труба канализационного коллектора. Но сейчас свободный доступ к земле под гаражами понадобился застройщикам. Компания «Интерстрой» Евгения Кабанова реанимирует долгострой ЖК «Омега-2», расположенный через дорогу от гаражей. Планы масштабные: на пустыре появится три многоэтажных дома. Один уже возведен, но коммуникации — электричество, вода, канализация — к нему не подведены. Именно поэтому застройщику понадобился доступ к земле под гаражами. Местные жители уверяют, что и тот пятачок, где стояли гаражи, Кабанов застроит. «Он нашел способ перенести коммуникации», — заговорщически шепчут они, уверяя, что и частные дома возле КИЦ (тоже, по словам соседей, не совсем законные) скоро обязательно снесут.
А пока по свалкам, оставшимся от гаражей, радостно бродят местные пенсионеры. Они выискивают среди хлама то, что еще может пригодиться в хозяйстве. «Я с добычей, — машет нашим собеседникам худощавая женщина с сединой в волосах. - Вот кто-то, видимо, торговал чем-то, в гараже банок полно. Я себе для консервации намыла».
По назначению эти гаражи уже давно никто не использовал. Как только кооперативы перестали охранять, а в гаражи стали наведываться воры, автомобилисты переставили свои машины под подъезды. А в гаражах хранили все, что выкинуть жалко, а деть некуда. Сломанные игрушки, потертые кресла, старые шины, колченогий стул — символы той эпохи, когда места в этом городе хватало всем. И любой мог поставить гараж прямо под домом, на пустыре.