Запреты и ограничения — приметы нашего времени. Возникающие повсюду заборы частных территорий сводят к нулю наше, еще советское, представление о курортном Крыме как о месте, где можно пообщаться с природой. В посёлке Гурзуф от этой самой природы сегодня остались лишь два муниципальных пляжа, втиснутых в бетон набережной и пирсов.
Поэтому жители поселка и туристы так любят ходить на горные озера в лесу над трассой. Эти водоемы, правда, не настоящие озера — скорее пруды. Они совсем небольшие, многие летом высыхают почти до дна, но выглядят весьма живописно, поскольку находятся в горах.
Озеро Грушевое
При уточнении границ Ялтинского горно-лесного заповедника большая их часть попала на его территорию. Правда, сами водоемы и прибрежная полоса шириной несколько десятков метров за заповедником не закадастрированы. У озер совсем другое целевое назначение — сельскохозяйственное. Видимо, их вынесли как отдельные объекты потому, что изначально они создавались для полива виноградников и до сих пор эту функцию выполняют.
По действующим в Крыму правилам посещать заповедник можно свободно, при условии, что вы не выходите за пределы туристических троп и не наносите природе иной вред — не рвёте цветы, не собираете грибы, не разводите костёр. То есть простым смертным на озёра, многие годы служившие местом для рыбалки и пикников, теперь можно разве что посмотреть.
Но это сейчас. Как известно, Ялтинский заповедник готовятся передать в федеральную собственность. Если это произойдёт, правила посещения могут измениться кардинально — все зависит от нового положения. И, судя по перманентно расширяющимся в Крыму запретам, надеяться на послабление режима посещений не стоит.
Поэтому, пользуясь случаем, поднимаемся на Грушевое озеро. Оно совсем небольшое — метров 50, с трех сторон окружено горами. Озеро интересно тем, что на дне его бьют родники, и даже в самые засушливые годы в нем остается вода.
При подходе к озеру нас оглушает резкий неприятный запах. Внизу дамбы все усыпано тухлой рыбой, часть рыбы кверху брюхом плавает по озеру. Рыба крупная, караси 200-300 граммов.
«Сейчас большую часть дохлой рыбы смыло дождями, - поясняет гурзуфский общественник, опытный рыбак Игорь Ярошенко, - а когда я пришёл на озеро в первых числах апреля, вся восточная часть водоема была покрыта сплошным слоем карасей. Можно предположить, что это инициатива лесничества. Видимо, решили зарыбить озеро, но не учли местных условий. В этом озере никогда не было карасей такого размера, да и корма для такого количества рыбы в наших озерах нет. Разве что предполагалось кормить рыбу искусственно».
Пикантности ситуации добавляет то, что со всех сторон озеро облеплено табличками с указанием на принадлежность окружающей территории заповеднику. Ярошенко уверен, что рыба появилась в местных озерах с легкой руки ялтинских лесников. Кто еще мог зарыбить озеро, если постоянно здесь находятся только сотрудники заповедника.
Недавно на берегу Грушевого появился вагончик — явный признак того, что озеро будут облагораживать под платный отдых
Они объясняют туристам, что по новым правилам находиться на берегах озера можно, но разводить костры, жарить шашлыки, купаться в водоеме больше нельзя — это запрещено правилами заповедника.
«Я думаю, что Грушевку решили превратить в место для элитной рыбалки, — предполагает Ярошенко. — Очень удобно: озеро живописное и небольшое, огородить не составит особого труда. Уже и вагончик поставили, а для обзора спилили и выкорчевали старые ивы с этого края водоема. Зато местных жителей — любителей природы, пришедших сюда, прогоняют, требуют пропуск».
Стволы деревьев, спиленных по берегам водоема, валяются тут же
По его словам, лесничество не выкапывало эти озера и за годы их существования ни разу водоемы не почистило. «Теперь лесники в духе бизнеса начала 90-х превращают их в место для отдыха обладателей толстых кошельков, лишив жителей и гостей Гурзуфа последних мест отдыха, — продолжает Игорь. — При этом сотрудники заповедника выпустили рыбу, которая не способна жить в подобном водоеме. После провала затеи горе-кооператоры даже не стали утруждать себя утилизацией рыбы — хотя бы вырыли яму и закопали ее, не говоря уже о вывозе на свалку».
Дохлая рыба продолжает плавать в озере, ее никто не убирает
В качестве еще одного примера подобной хоздеятельности Ярошенко привел другое озерцо, которое местные жители называют Черепашка. Этот водоем был вырыт в советское время недалеко от другого, называемого Горным. Последнее появилось еще при князе Голицыне, а используется оно сегодня для орошения Никитского ботанического сада.
Вид на Аю-Даг со смотровых площадок у озера Горное
На Черепашке создание элитного места отдыха уже практически завершено. Судя по фотографиям, сделанным в конце осени прошлого года, получилось уютное такое, симпатичное место. Если, конечно, не вспоминать о том, что деревья, которыми выложены дорожки, вырублены тут же, в заповеднике, где простому смертному не то что дерево срубить — травинку нельзя сорвать. По словам Игоря, знакомый лесник другого лесничества сказал ему, что отдых и рыбалка на этом, а также на соседнем Горном озере стоит примерно тысячу рублей в час с компании.
На озере Черепашка
Благоустройство озера Черепашка
Работы на озере Черепашка, осень 2017 года
«Что же получается? При Украине мы возмущались, когда лесники вместо охраны леса занимались продажей входных билетов в лес, — подытоживает Ярошенко. — При России проход стал бесплатным, но ненадолго. Зато в результате манипуляций с землей и те места отдыха, которые не были охвачены в украинские годы, неожиданно оказались в заповеднике. И попасть туда можно опять лишь за деньги – только цены далеко не украинские».
Однако директор Ялтинского заповедника Владимир Писаревский заверил «Примечания», что его сотрудники к хозяйственной деятельности на озерах отношения не имеют. Озеро Грушевое выделено на кадастре отдельно, а вокруг — действительно территория заповедника, но о том, кто эксплуатирует водоемы Писаревскому неизвестно. «К сожалению, у моих сотрудников очень мало свободного времени, чтобы заниматься какой-то ерундой, в том числе зарыблять какие-то озера», - заявил директор заповедника.