В январе ГКУ «Капитальное строительство» было преобразовано в ГБУ «Дирекция капитального строительства» - теперь штат сотрудников учреждения составит 160 человек. Значительно увеличено и финансирование организации. Руководителем учреждения остался Андрей Исаев, работавший под началом директора департамента капстроя Михаила Демиденко еще в Санкт-Петербурге. То ли Михаил Демиденко запутался в цифрах, то ли пресс-служба правительства неверно интерпретировала его слова, но в официальном сообщении об увеличении финансирования учреждения речь шла о миллиардах.
Комментируя это, один из участников схемы опроверг эти цифры и рассказал подробности: теперь капстрой будет финансироваться из федерального бюджета.
«В 2017 году финансирование на содержание ГКУ было при учете средней заработной платы — 25 тыс. руб. Естественно, при такой зарплате найти квалифицированные кадры для проектирования и строительства объектов ФЦП невозможно», — сообщил он.
Напомним, в 2017 году городом были заказаны проекты более чем по 70 объектам, проектировщики получат за них более 1,5 млрд рублей. Дмитрий Овсянников назвал это громадье планов «опережающим проектированием». Заказчиком этих работ выступало ГКУ «Капитальное строительство», именно его специалисты разрабатывали конкурсную документацию, проектные и технические задания по этим объектам.
Признание отсутствия квалифицированных кадров в период организации работ по объектам ФЦП только подтвердило выводы, к которым «Примечания» пришли ранее, отслеживая результаты этой деятельности.
Сложности на каждом объекте
При проектировании детсада на Античном проектировщик не учел количество краснокнижных деревьев. Правительство провело конкурс на строительные работы, затем «начались сложности», контракт был расторгнут, подрядчик теперь судится с капстроем.
Подводя итоги 2017 года, губернатор вскользь упомянул «по пирсам у нас тоже возникли сложности». «Примечания» выяснили — в техзадании при проведении конкурса на проектные и изыскательские работы на реконструкцию катерных пирсов на Графской пристани не учли необходимость разминирования и другие особенности этого объекта исторического наследия. Контракт был расторгнут, проектные работы ведет другой подрядчик, предыдущий — подал иск в суд.
При строительстве модульных врачебных амбулаторий в селах, на место работ выезжал ведущий специалист от капстроя, подписал акты. Но затем кривые фундаменты сносили за счет бюджета города, контракт с подрядчиком расторгли. Он тоже подал в суд и уже выиграл дело в первой инстанции.
На днях Дмитрий Овсянников рассказал, что ему пришлось «на повышенных тонах» убеждать директора департамента здравоохранения Антона Бахлыкова принять эти сооружения у капстроя. Если знать историю строительства этих МВА, нежелание горздрава принимать эти объекты ФЦП вполне понятно.
Реконструкция парка им.Анны Ахматовой тоже финансировалась в рамках федеральной целевой программы развития Севастополя. В сентябре 2017 года Дмитрий Овсянников пригласил туда Дмитрия Козака — оценить ход работ. Жаль, что вице-премьер, курирующий реализацию мероприятий ФЦП в Крыму и Севастополе, не приедет на приемку готового объекта. Общественники и представители СМИ, обсуждая результаты реконструкции, фиксируют не только расхождения с проектом, но и откровенную халтуру в виде отваливающейся облицовочной плитки. Дата официального открытия переносилась уже несколько раз — понятно, что и здесь не избежали сложностей.
Дмитрий Овсянников, курирующий капстрой и Михаил Демиденко, глава профильного департамента, подробности постоянно возникающих на объектах ФЦП сложностей предпочитают не озвучивать. Они становятся известны только при рассмотрении дел в суде.
Контракт на миллиард, вопросы на миллион
Похоже, для сахалинского ООО «Рабочий-1» тяжба с правительством из-за миллиардного контракта — дело принципа. Подрядчик, изгнанный из парка Победы, заплатил почти миллион рублей за судебную экспертизу.
Напомним, сахалинская компания 30 октября 2017 года обратилась в арбитраж с заявлением о признании незаконным решения чиновников об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта. Первый госконтракт на реконструкцию парка был подписан 18 августа прошлого года, а уже 9 октября ГКУ «Капитальное строительство» расторгло его.
На днях суд вынес определение о назначении судебной экспертизы по этому делу.
За вознаграждение в сумме 995 200 рублей эксперты должны ответить на следующие вопросы:
1) Имеются ли на территории объекта строительства подземные кабельные коммуникации, не учтенные или неверно отображенные в проектной документации? В случае наличия таковых, возможно ли производство земляных работ, предусмотренных проектом, без их переустройства?
2) Имеются ли несоответствия объема строительно-монтажных работ, предусмотренных проектом и сметной документации?
3) Соответствует ли указанная в проектно-сметной документации группа грунта по трудоемкости разработки при производстве земляных работ фактической?
4) Имеются ли на территории объекта строительства объекты растительного мира, занесенные в Красную книгу Российской Федерации или в Красную книгу Севастополя?
5) Каков объем, стоимость и качество работ, выполненных ООО «Рабочий-1» по госконтракту по состоянию на 09.10.2017?
Результаты экспертизы объяснят многое: и почему в парке так много оголенного кабеля, заметного повсюду, где велись земляные работы, и удорожание контракта на 92 миллиона, которое городу объяснили тем, что была увеличена площадь реконструкции. Возможно, именно поэтому представители капстроя в суде возражали против ее проведения.
Как стало известно «Примечаниям», рассмотрение дела по первому иску ООО «Рабочий-1» к ГБУ «Дирекция капитального строительства» пока приостановлено. Эксперты должны закончить свою работу в срок до 10 мая 2018 года. В конце января сахалинская компания подала еще один иск к капстрою — о понуждении принять выполненные в парке работы и о взыскании задолженности по их оплате.
Когда нужна общественность
О том, что проект реконструкции парка Победы не нравится горожанам, известно давно. В СМИ, в соцсетях, на городском форуме эту тему активно обсуждают с сентября прошлого года, когда работы по контракту начал первый подрядчик.
Севастопольцы писали властям о том, что обслуживание такого количества фонтанов станет проблемой при дефиците воды, про гранитную плитку с радиацией, про кабели под землей, не учтенные проектом. Но тогда мнением общественности никто не интересовался, его просто игнорировали. Миллиардный контракт на работы по проекту передали ООО «Глассок-Крым», которое должно закончить их за 11 месяцев, к декабрю 2018 года.
Сейчас, на стадии активной работы подрядчика, представители правительства вдруг начали обсуждать недостатки проекта с горожанами. Встречи с участием руководителей департамента архитектуры и департамента общественных коммуникаций теперь проходят каждую неделю. «Российская газета» приводит заявление директора департамента общественных коммуникаций Олега Берковича после одной из таких встреч:
«Я не поклонник идеи с фонтанами, это очень дорого, но с ней придется смириться. Если начинать все с нуля, строительство нужно будет заморозить, и парк будет готов года через три-четыре, когда денег, возможно, уже не будет. Мы попросим подрядчика приостановить работу, внесем изменения в проект, состоится повторная экспертиза», — заявил пиарщик губернатора.
Если сопоставить это заявление с вопросами, которые предыдущий подрядчик сформулировал для судебных экспертов, становится ясно — в проект действительно необходимо вносить изменения.
Недовольство общественности будет использовано для того, чтобы доработать его в ходе реконструкции. Ведь признавать, что в работу был отдан «сырой» проект и нести за это ответственность, чиновникам не хочется.
Парк Победы — это знаковый для репутации Дмитрия Овсянникова объект. Судебная история вокруг миллиардного контракта по его реконструкции только начинается. И, судя по материалам дела, если в Севастополь снова приедет Дмитрий Козак, губернатору лучше не водить его в парк. Впрочем, и в парк имени Анны Ахматовой тоже не стоит.