Баксанский карьер расположен между селами Межгорье и Пасечное. Он был открыт в 70-ые годы прошлого столетия, еще при СССР. Работы велись около двадцати лет, здесь добывали известняки для строительных нужд полуострова. Но потом стало очевидно – карьер наносит ощутимый вред экологии. В реке Бурульча, питающей многие села полуострова, начала пропадать вода. Люди жаловались, что колодцы пустеют буквально на глазах. Появилась угроза обвалов, так как буровзрывные работы велись постоянно. Несколько крупных глыб упали рядом с домами в Межгорье. Также местные жители постоянно жаловались на пыль и шум.
В 90-ые годы карьер закрыли. Крымчане вздохнули с облегчением. В соседних селах многие начали сдавать жилье туристам летом – места здесь действительно уникальные. Рядом с Межгорьем, Пасечным и Овражками можно увидеть не только красивые крымские горы, но и древние дольмены, побывать в Медвежьей пещере, пройтись по пещерным гротам Кизил-Коба, побывать на местах стоянки древних людей.
Ежегодно сюда приезжают те, кто ищет яркие впечатления, покой и чистый воздух. Скоро обо всем этом можно будет забыть.
Тут рай был
В начале 2018 года на заброшенный Баксанский карьер приехала строительная техника. Бульдозеры, скреперы, буровые станки и другие машины появились внезапно. Жителей никто не спрашивал.
Вскоре по селам пошел слух – будут буровзрывные работы. Когда крымчане начали разбираться, отправлять запросы чиновникам, спрашивать глав сельских поселений - выяснилось, что да, будут взрывать. А заодно границы карьера станут еще больше, что, как считают местные жители, опасно для их жизней.
«Я видел схему расположения карьера, которую нам выдали в министерстве экологии и природных ресурсов Крыма, - рассказывает Валерий Базаров, житель села Межгорье. –
Они не только будут взрывать там, где еще при СССР работали, но и увеличат площадь карьера. Он будет очень близко к Межгорью, а это опасно для всех нас. В 90-ые годы из-за взрывов вылетали стекла, камнями убивало животных, у многих в домах появились трещины».
Согласно нормам законодательства, вокруг карьеров должна быть санитарно-защитная зона. Для предприятий I и II класса опасности, к которым как раз относятся карьеры с буровзрывным способом добычи камня, нормой считается СЗЗ в 500-1000 метров. На этом расстоянии не должны находиться жилые дома. От Баксанского карьера до домов села Пасечное – 300 метров. До Межгорья – пока 1100 метров, но если карьер расширят, он будет буквально над окнами людей.
Рядом с одним из домов валун, упавший во времена работы карьера при СССР
«Речка Бурульча была полноводной до работы карьера при СССР, - говорит Валерий. - Вода ушла ещё в 70-ые годы, когда начались взрывы. А до этого тут было бесполивное сельское хозяйство. Тут рай был. Мы сюда приехали с материка, потому что у нас экология плохая, думали, что в Крыму будем жить спокойно, но чиновники везде одинаковые».
Местные жители хорошо представляют, каково эти жить, когда рядом взрывают крымские горы. Недавно начались активные работы в соседнем карьере – Ароматненском.
«У людей из колодцев вода начала пропадать, грузовой транспорт ходит через село, разбивает дороги, кроме того, очевидно, что началось загрязнение окружающей среды, - рассказывает Яна Гончарова, жительница села Ароматное.
- Взрывы постоянно слышны, громкие хлопки раздаются. В основном, днем взрывают, когда большинство жителей на работе. У меня и моих соседей из колодцев вода уходить, если будет засушливая погода, то останемся без воды и все в пыли будем. Знаю, что писали обращения и жалобы, писали многие, а потом утихли, но почему – не в курсе».
Жители села Межгорье пока не успокаиваются. Обращаются в СМИ, пишут чиновникам, развешивают плакаты по селу. Но их никто не слышит или не хочет слышать. Все потому, что как нам сказал один из крымских экологов, за такими делами всегда «торчат уши Дейча».
Генерал крымских карьеров
В 2008 году лицензия на право пользования недрами с целью добычи известняков Баксанского месторождения получил ОАО «Белогорский завод строительных материалов». Разрешение было выдано Государственной службой геологии и недр Украины, причем по некоторому загадочному разрешению. После событий 2014 года все разрешительные документы признали действительными уже при России.
Сейчас карьер принадлежит ООО «Белогорское карьероуправление». Предприятие до 2014 года медленно катилось вниз – прибыль и выручка падали. И хотя показатели измерялись в миллионах рублей, положение дел вызывало вопросы. Все изменилось в 2014 году.
Для сравнения, в год Крымской весны компания получила прибыль в 16 миллионов рублей, а в 2016 – 148 миллионов. В 2014 выручка была 181 миллион, но уже через два года – 335 миллионов рублей. Совпадение?
Среди учредителей ООО «Белогорское карьероуправление» фигурирует Борис Давидович Дейч. Он был председателем Верховной Рады АРК с 2002 по 2006 гг. На сайте Госсовета Крыма о нем пишут, как «об опытном политике, талантливом руководителе, целеустремленном и неравнодушном человеке. Его основные жизненные принципы — надежность, порядочность, преданность делу и служение людям».
Все эти качества, видимо, помогли Борису Давидовичу стать учредителем не только «Белогорского карьероуправления», но и ООО «Карьер Пролом» и ООО «Тургеневский карьер». О последнем мы неоднократно писали. Год назад этот карьер был местом боевых действий крымских чиновников и экологов.
Жители села Межгорье уверены, что без должной огласки справедливости им не добиться. Грустно вздыхая, они говорят, что у Бориса Давидовича «все схвачено». Один из крымских экологов, попросив не называть его, сказал нам, что Дейч – это крымская верхушка, как она есть, бороться с ним сложно и опасно для жизни.
Получить комментарий у Бориса Дейча нам не удалось. По имеющемуся у нас номеру мобильного телефона он не отвечал.
Борьба за
Экологи и местные жители не сдаются. Помимо плакатов и призывов бороться за землю, они вовсю атакуют кабинеты чиновников Совмина. Им даже удалось пригласить к себе Юрия Гоцанюка, вице-премьера РК. Он сразу объяснил, что карьер начали разрабатывать снова для строительства трассы «Таврида». На все вопросы у него нашлись ответы.
Местные жители собирали подписи против карьера
«Что касается воды. Ее стало недостаточно не потому, что работает карьер. Карьер не работал несколько лет, - объяснял жителям Межгорья и Пасечного Юрий Гоцанюк. -
Что касается вашего карьера, то там лицензия с 1975 года. Если будут взрывные работы проводиться, то не так как в 70-ые годы. Вырубка леса не начнется, они не находятся на территории леса. Границы карьера они не будут расширять. Будут работать в этих границах».
На вопрос Валерия Базарова, почему тогда он лично видел план расширения границ карьера, Юрий Гоцанюк ответил, что уточнит эту информацию. Разговор состоялся около месяца тому назад. Местные жители до сих пор не получили ответ, выполнил свое обещание вице-премьер или нет. Мы также попытались с ним связаться, чтобы получить комментарий, но он не ответил по мобильному телефону.
Людей смущает еще одна деталь. Юрий Гоцанюк заявил, что карьер будет поставлять материалы для «Тавриды» до 2019 года. Потом, мол, трассу сдадут, и вы забудете о взрывах, пыли, засухе. Но местные жители утверждают – у карьера лицензия до 2027 года. Они считают, что потом строительные материалы начнут возить в Евпаторию на строительство дороги.
По стандартной схеме, не добившись ответа от местных чиновников, люди собираются писать Путину. Надеясь, что это поможет им быть услышанными. Но верится в это с трудом.
После окончания строительства Крымского моста, «Тавриды», мечетей, детских садов и школ рельеф полуострова может существенно измениться. Мы получим объекты инфраструктуры, которые необходимы нам. Из украинского захолустья наш регион может превратиться хотя бы в некое подобие ухоженного Сочи.
Но за все это нам придется заплатить слишком дорогую цену. И речь идет не о деньгах. Расплачиваться мы будем природой нашего полуострова.