В Симферополе есть, как минимум, 10 точек, где можно спокойно сесть в любой междугородний автобус без билета. Более того, одна из них находится на «куйбышатнике» - так местные называют площадь им. Куйбышева. Там же, на кольце, стоят машины ДПС, но подсаживать нелегальных пассажиров это не мешает. Есть несколько мест на бульваре Ленина, улице Севастопольской, даже в паре десятков метрах от автостанции «Западной» совершенно спокойно стоят толпы людей, и тут же садятся в автобусы.
В Севастополе тоже есть свои проверенные места – за остановкой у здания автостанции и за поворотом на улицу Ревякина, напротив магазина «Лидер». Для налоговиков это словно «слепые пятна» на карте. Они упорно не замечают эти точки, а жители и гости Севастополя, как и многих других крымских городов, спокойно садятся на любые автобусы, пополняя черную кассу.
Такая схема работы установлена самими перевозчиками. Водители обязаны ей следовать, иначе их увольняют.
«Перевозчик платит водителю минимальную зарплату, требуя, чтобы сам же водитель платил за соляру, к тому же нужно сдавать еще какой-то план. При таких варварских условиях, конечно, водитель будет брать левых пассажиров», - рассказал нам один из работников ГУП РК «Крымавтотранс».
В Москве, по его словам, даже передачи не разрешают отправлять с водителями. Все проверяется жестко, о «зайцах» и речи нет. В Крыму ситуация другая – кто не согласен с неформальными правилами, тех увольняют или штрафуют. Кроме того, говорит наш собеседник, водителям сразу говорят: крутитесь, как хотите, но деньги сдавайте.
«Реальный доход водителей - это «зайцы». На топливо водители тоже скидываются с фирмой перевозчиком 50 на 50. Если бы был стабильный официальный оклад в 20 тысяч, и людям не приходилось бы самим скидываться на топливо, тогда бы зайцев стало значительно меньше.
Одно время фирмы-перевозчики даже хотели, чтобы водитель с денег, вырученных за перевоз безбилетников, сам платил налоги за себя, но удалось этого избежать, все возмутились», - рассказал «Примечаниям» один из водителей.
Сейчас «зайцев» становится еще больше, потому что на автостанциях в два-три раза увеличилось очереди в кассы ГУП РК «Крымавтотранс», чьи кассиры очень долго выдают билеты. Причина – плохое программное обеспечение. В очереди на автостанциях, вроде «Курортной» в Симферополе, где большой пассажиропоток, можно стоять полчаса-час.
Возмущенные люди ругаются на кассиров. Те, в свою очередь, говорят, что руководство предоставило им плохое программное обеспечение, которое тормозит работу. А директор ГУП РК «Крымавтотранс» Игорь Коробчук винит во всем компанию, предоставившую ПО для касс автовокзала.
«Несмотря на подробную техническую документацию с требованиями к работе программного обеспечения, разработчики так и не смогли доработать его функциональные возможности для обеспечения бесперебойной работы предприятия», - рассказал Коробчук РИА Новости (Крым).
Получить комментарий по поводу «зайцев» на дорогах у г-на Коробчука не удалось. Пояснить, что делается для уменьшения числа «нелегалов» в автобусах, в пресс-службе нам отказались.
По данным УФНС Республики Крым, всего в 2016 году было проведено около 70 проверок - поэтому сейчас, якобы, свободно на автобусы не сесть, нужно идти за билетами. Но 5-7 человек через каждые 30-50 метров на бульваре Ленина явно показывают обратное.
Если программное обеспечение останется прежним, летом «зайцев» станет больше в несколько раз. Поскольку кардинальные и эффективные меры не предпринимаются, можно предполагать, что такое положение вещей кому-то на руку. На крымских «зайцах» кто-то очень хорошо зарабатывает, лишая бюджет полуострова налогов.
А страдают при этом, традиционно, простые люди. Нас чуть ли не вынуждают идти за угол, потому что стоять час в очереди нет ни желания, ни, зачастую, времени. Нужно успеть на работу или учебу, вернуться домой к семье. И мы идем за угол, через дорогу, на соседнюю улицу. Тем самым лишая себя возможности ездить на нормальном транспорте.
Ведь убитые автобусы – это, в том числе, и следствие поездок «зайцем» каждого из нас. Предприятие не имеет достаточного количества официальной прибыли, чтобы тратить деньги на ремонт грохочущих на ухабах «Эталонов» с визжащими тормозами.
Плохой автопарк – это причина еще одной проблемы. Билет в кассе – это автоматическое страхование здоровья. Пусть за ушиб потом дадут несколько сотен рублей, но это хоть что-то. Поездка «зайцем» - гарантия того, что никто не будет вас лечить, платить за лекарства или оплачивать потерю трудоспособности. Безбилетный пассажир – это мешок с костями, до которого никому нет дела.