Власти Крыма заявляют о намерении отдать 2 тысячи гектаров заповедной земли на склонах Чатыр-Дага инвесторам под строительство круглогодичного спортивного туристско-рекреационного курорта «Горный Крым».
Основную инфраструктуру комплекса предполагается разместить на побережье Изобильненского водохранилища в селе Изобильное, гласит сайт проекта. Сообщается, что «в условиях достаточно холодной зимы и гарантированного снега, восточные и северные склоны могут быть наиболее комфортны для горнолыжного катания и зимнего отдыха». «Предполагается соединить транспортной инфраструктурой второго уровня Алушту, село Верхняя Кутузовка и село Изобильное. В долине у подножья южных склонов Чатыр-Дага планируется разместить парки: исторический (24 га) и природный (97 га)».
Инициатор проекта — региональная общественная организация «Федерация горнолыжного спорта и сноуборда РК» (РОО ФГССРК). Зимой тут планируют развлекать порядка 15 тыс. человек. Сообщается, что для обслуживания комплекса понадобится около 8 тыс. человек персонала.
Источники в Министерстве спорта республики оценивают проект «Горный Крым», продвигаемый РОО ФГССРК на Чатыр-Даге, в 100 млрд рублей. Кто же эти люди, способные «двигать горы» на сотни миллиардов?
По данным СБИС, Федерация горнолыжного спорта и сноуборда РК учреждена в апреле 2016 года Александром Гринченко, Валерием Исаевым и Александром Костромой. Каждый из них внес в ее уставный капитал 0 рублей.
Бизнес-кейсы учредителей федерации довольно неожиданные. Так, полный тезка одного из ее учредителей, Гринченко Александр Борисович, разводит охотничьих собак в Симферополе. Открытые данные о Костроме Александре Васильевиче найти не удалось. А третий учредитель РОО ФГССРК — Исаев Валерий Юрьевич — является одновременно генеральным директором ООО «Горный Крым», того самого, что собирается застроить Чатыр-Даг.
В число учредителей самого «Горного Крыма», помимо Исаева, внесшего в уставный капитал ООО, занятого многомиллиардным проектом, 4 тыс. рублей, входят Никита Юрьевич Курочкин (3 тыс. рублей) и Владимир Григорьевич Махиня (3 тыс. рублей).
Согласно открытым данным, Валерий Исаев с украинских времен возглавляет в Симферополе издательство СОНАТ («Содействуя научному творчеству»). Судить о его коммерческой успешности косвенно позволяет тематика изданий. Например, изданная в 2017 году брошюра «Египетско-иорданский фактор Палестинского движения сопротивления (50-60-е гг. XX в.)». Или новое иллюстрированное издание «Гримальди на Черном море», где отражена деятельность правителей рода Гримальди на территории Крыма в XIII-XV веках.
Человек по имени Никита Юрьевич Курочкин с полностью совпадающим ИНН был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель в 2013 году в Республике Мордовия. Миллиардами здесь тоже не пахнет: виды деятельности — рестораны и доставка продуктов питания, обеспечение питания в железнодорожных вагонах-ресторанах. Это чем-то напоминает историю проводника из РФ Ренато Усатого, неожиданно ставшего кандидатом в президенты Молдовы.
Чуть больше открытых данных о третьем учредителе ООО «Горный Крым» — Владимире Гигорьевиче Махине. Он числится учредителем сразу нескольких коммерческих структур: ростовского ООО «Дизайн-стиль-групп» (действует с февраля 2008-го, архитектурная деятельность, ликвидировано), московского ООО «Террамед плюс» (январь 2011-го, здравоохранение), евпаторийского ООО «Корпорация "Город"» (декабрь 2014-го, деятельность санаторно-курортных организаций), московского ООО «Нак-Проджект Менеджмент» (август 2016-го, инженерные изыскания, инженерно-техническое проектирование, управление проектами строительства, строительный контроль). Г-н Махиня замечен также на ниве борьбы с коррупцией. Так, «национальная ассоциация Комплаенс» благодарит его за помощь в проведении Международной конференции «Партнерство государства и бизнеса в противодействии коррупции» с участием чиновников ООН, администрации президента и Госдумы.
Можно ли поверить, что эти люди реализуют мегапроект за 100 млрд рублей? Учитывая, что его стоимость сравнима только со стоимостью Керченского моста (227 млрд) и трассы «Таврида» (140 млрд руб), за «Горным Крымом» явно стоит кто-то другой.
Курорт планируется создать в рамках частно-государственного партнерства, подтвердил руководитель проекта «Горный Крым» Олег Исаев. По его словам, если у власти денег нет — это не проблема. Есть инвесторы, которые готовы вкладывать средства, главное, чтобы им гарантировали неизменность условий. Самих инвесторов глава проекта не назвал, отметив лишь, что они с материка.
Исходя из бюджета проекта и реалий РФ, можно предположить, что за «Горным Крымом» стоит государство и госкорпорации. Хотя источники «Примечаний» в правительстве Крыма говорят, что в доле и местные миллиардеры. Так, по неподтвержденной пока информации, в проекте есть интересы акционера АО «Крымтур» и депутата госсовета Крыма Евгения Михайлова.
Оцените грандиозность проекта.
Пока инвестпроект проходит согласования в различных министерствах: спорта и экологии в первую очередь. По словам Олега Исаева, планируются и общественные слушания. «Это большой инфраструктурный проект, в котором будут задействованы три села, относящиеся к Симферополю и Алуште, — пояснил "Примечаниям" Олег Исаев. — Конечно, жители должны будут высказаться, оценить».
По словам г-на Исаева, на реализацию грандиозного плана превращения Чатыр-Дага в горнолыжный курорт отводят около двух лет — примерно год на проектирование и столько же на строительство.
«У нас есть дороги какие-никакие, другие условия, так что можно потратить приемлемую сумму. Тогда и цены потом будут нормальные, чтобы люди могли отдыхать. Представьте, три-четыре дня вы провели на пляже, а потом в горы: хороший вариант», — рассказывает Исаев.
По его словам, против проекта выступают пока только экологи. При этом в проекте нигде не говорится о том, какой потенциальный вред он может нанести Крыму.
Эколог Виктор Тарасенко утверждает, что курорт «Горный Крым» крайне опасен для природы.
«Таких проектов было много по Ай-Петри и Чатыр-Дагу. Мы, экологи, гидрологи, гидрогеологи, стоим тут однозначно: ни в коем случае не строить этот курорт. Воды в Крыму нет, в степной части ее острая нехватка. Единственное спасение горный Крым, который дает нам и подземный, и поверхностный сток водохранилищ. Появятся такие курорты на наших яйлах — мы окажемся перед угрозой уменьшения накопления воды, ее загрязнения», — заявляет Тарасенко.
«К нам приезжали специалисты из швейцарских Альп, — продолжает он. — Они сказали, чтобы мы никого не допускали на горы полуострова. Альпы усыхают из-за обилия туристов, хотя они в два раза выше наших крымских, гор. Если у нас будут отдыхать 5-10 тысяч туристов на Чатыр-Даге, они нанесут большой вред водогенерирующим системам».
Олег Исаев считает аргументы эколога несостоятельными. Под видом борьбы за экологию крымчан 25 лет учили не давать развиваться бизнесу, говорит он. Из-за этого теперь крымчане ездят кататься на лыжах в Европу, хотя могут кататься дома.
Действительно, дожди и тающий снег, впитываясь в карстовые полости на горных плато Крыма, образуют крымские реки. Но как именно курорт может уменьшить естественный водосток?
Можжевеловые поля Чатыр-Дага
По мнению инициаторов проекта, Чатыр-Даг оптимален для развития горнолыжного спорта, потому, что, в отличие от склонов плато Ай-Петри, здесь есть источники пресной воды, необходимой для снежных пушек. Да и с точки зрения транспортной доступности место удобное.
«Посмотрите, что сейчас происходит в Алуште: все застраивается, — горячится он. — И там тоже начинают выделять участки. Так лучше мы сделаем курорт европейского уровня, чем позволим кому попало делить землю».
Вызывает, правда, вопросы энергоснабжение. По словам руководителя проекта «Горный Крым», на курорт понадобится около 5 мВт энергии. «Монополист «Крымэнерго» говорит, что сначала мы должны указать точки, что где будет, а потом они дадут техусловия. Проблема в том, что у нас планируют только на год или два максимум, а надо думать на 10-15 лет вперед», — туманно объясняет г-н Исаев.
Тот факт, что часть отводимой под проект территории Чатыр-Дага относится к заповедникам, инициаторов не смущает.
«Весь Крым — это сплошные заповедники, либо региональные, либо федеральные. Если по ним пройтись, то они неухоженные. Толку нет от таких заповедников», — рассуждает Исаев.
Тарасенко утверждает обратное: проблемы были, когда заповедные земли были без хозяина. Это длилось недолго, пока чиновники выяснили, что кому подчиняется. Сейчас сложностей с их охраной, по словам эколога, нет.
Но нет и самой охраны — под заботой об ООПТ (особо охраняемых природных территорий) крымские чиновники понимают, скорее, контроль над их монетизацией. Об этом говорят события вокруг Тихой и Лисьей бухт, судьба Атлеша на Тарханкуте и многих других мест в Крыму: лучше они не стали, но стали платными.
Впрочем, судя по несоразмерности учредителей ООО «Горный Крым» и масштабов одноименного мегапроекта, все это может закончиться на стадии проектирования: заинтересованные лица освоят миллиарды рублей на создание проекта (скорее всего, на это уйдут бюджетные деньги), а потом его реализацию чиновники признают нецелесообразной или отложат по иным причинам. Как это уже произошло с проектом переброски вод реки Коккозка из Бельбекской долины в Севастополь.