Напомним, вчера глава комитета по водному хозяйству и мелиорации Крыма Игорь Вайль заявил, что крымские власти не будут строить водовод из Краснодарского из-за дефицита водных ресурсов в реке Кубань. Еще одна причина, по его словам, — нерентабельность проекта. Снабжать Крым водой планируется из подземных водозаборов, говорит Вайль.
Громкое заявление о транспортировке воды из реки Кубань через Керченский пролив в Крым сразу после присоединения Крыма к России в мае 2014 года делал глава профильного департамента Минприроды Дмитрий Кириллов.
Кириллову вторил директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов, заявляя, что водопровод из Кубани в Крым с легкостью решил бы проблему с водой на востоке Крыма. Это ближе, а значит, экономичней, чем, например, тянуть водопровод от артезианских скважин с равнинных районов полуострова в Керчь и Феодосию, говорил он.
В Крыму в реальности этого проекта засомневались уже тогда. В сентябре 2015 года глава Минприроды Крыма Геннадий Нараев сказал, что река Кубань не имеет достаточного ресурса для обеспечения жителей Крыма водой, и уже сейчас её использование на 20% превышает нормы.
По его словам, реализация проекта подачи воды в Крым из Краснодарского края оказывается дороже, чем нынешний проект водоснабжения полуострова, в котором упор делается на подземные источники питьевого водоснабжения и модернизацию водного хозяйства полуострова.
В то же время, как сообщил «Примечаниям» зампредседателя госкомитета по водному хозяйству и мелиорации Крыма Владимира Лысенко, в водоснабжении Крыма водой из подземных источников тоже есть определенные риски.
«Подземные водозаборы будут обеспечивать только восточную часть Крыма, в частности Керчь, Феодосию и Судак. Их три — всего на 195 тысяч кубометров в сутки. А потребление сейчас идет — 140-150 тысяч кубометров в сутки. Сейчас тянется водовод, питьевой водой все будут обеспечены».
В то же время остальная часть Крыма, включая Севастополь, по словам Лысенко, на данный момент пользуется ресурсами водохранилищ естественного стока, наполняющиеся из рек.
«Пока что все хорошо, воды хватает. Но тут, конечно, есть риски, потому что в Крыму не каждый год идут дожди, — говорит чиновник. — Чтобы риски снизить, будем строить еще одно водохранилище — Соколинское — в Бахчисарайском районе. Большая часть воды будет поступать в Севастополь, остальное в Симферополь. Пока оно на стадии проектировки».
В последние два года Крыму как по заказу везет с дождями — несмотря на часто звучащие предостережения, что воды в том или ином водохранилище осталось на месяц или на три месяца, дебет водостоков и скважин не падает до критического. Работают и опреснительные установки - правда, маломощные, поскольку энергии для их работы на полуострове до последнего времени не хватало. Кроме того, опресненная морская вода дорого стоит (до 20 долларов за кубометр) .
Как следствие этого Крым больше не производит рис, оказывались на грани остановки заводы химической промышленности в Армянске, Красноперекопске. Кризис водоснабжения наблюдался в Восточном Крыму. Еще одна проблема — оставшиеся с украинских времен утечки в изношенных водопроводных сетях и водоводах, которые Крым больше не может себе позволить.
Кроме того, несмотря на благополучную ситуацию с осадками, производительность артезианских скважин несравнима с водотоком Северо-Крымского канала, и, в случае наступления длительного периода засушливой погоды, ее падение в любой момент вынудит города полуострова ограничить потребление. В некоторых районах уровень воды и ее минеральный состав в скважинах уже меняется — особенно это касается районов степного Крыма.
В то же время, массовая добыча подземных вод может привести к засолению земель. Об этом ранее говорил глава комитета по аграрной политике, экологии и природным ресурсам Юрий Шевченко.
«Если мы будем без лимитов потреблять подземную воду, то в конечном счете она станет соленой», — заявил Шевченко на заседании Госсовета Крыма, добавив, что это уже произошло в Керчи.