Мало кто знает, что по международным нормам географии Крымский полуостров считается Европой, а Таманский вместе с островом Тузла — Азией. Керченский пролив, таким образом, является естественной водной границей между частями света. Если будет построен мост, эта естественная водная граница утратит свою четкость. Где в таком случае пройдет новая?
Наш родной материк Евразия — это огромный кусок суши, омываемый океанами и отделенный от Африки Суэцким каналом. Всего материков шесть, включая Антарктиду, здесь все логично и понятно. А вот что такое «часть света»? И почему в Евразии их две?
«Часть света» — это категория в большей степени психологическая, чем географическая. Понятие это появилось еще в античные века, когда люди путешествовали годами и мир для них был загадочен и бесконечен.
Для первооткрывателей античности и средневековья иная «часть света» — это принципиально другой мир. Это дикие племена, прерии, джунгли, это индейцы, черные и желтые люди, это древние загадочные культуры, это шаманство. Это принципиально иные языки и традиции. Это очень далеко. Это за тридевять земель. Это легенды, сказания, былины и фантастические домыслы. Колумб открыл не просто материк. Колумб открыл принципиально новый мир — Америку — «новый свет», за которым это название впоследствии и закрепилось.
Нечто подобное происходило с Европой и Азией.
Был некий единый мир средневековой европейской культуры, к которому относилась и Россия. Этот мир имел единые христианские корни, общую классическую литературу, философию, некую схожую систему координат — Рай и Ад, Бог и Дьявол, Ангелы и Демоны. Но самое главное, этот мир был географически мал и доступен для путешествий. Из Москвы в Париж можно было добраться за две недели. За это время не успевали устареть новости. Этот мир был коммуникативно един.
Ему противопоставлялись Мир Ближнего Востока, где господствовал ислам, и Мир далекой холодной Сибири, где обитали древние шаманские народы монголоидного типа, которых на средневековых гравюрах рисовали с огромными клыками и звериными когтями. Этот мир — мифический, потусторонний. Его боялись, с ним старались лишний раз не соприкасаться. Он пугал своей дикостью, вольностью, свирепостью и непредсказуемостью.
По сути, это и была Азия.
Представления о границе между Европой и Азией постоянно менялись. Ломоносов считал, что Азия простиралась сразу за Волгой. Позднее границу тодвинули за Урал, где она сегодня и находится. Большинство современных ученых считают, что южная граница Азии должна проходить по Дону, кто-то отодвигает ее к Кавказу. Но граница по Керченскому проливу для большинства исследователей остается неизменной: Крымский полуостров считается Европой, Таманский полуостров вместе с островом Тузла — Азией.
Ни двух нижних рисунках красной линией обозначена граница между Европой и Азией, принятая на двадцатом Конгрессе Международного Географического Союза, проходившего в Лондоне в 1964 году.
Это один из последних официальных международных документов по этой проблеме.
Известный советский географ Юрий Ефремов, близкий друг Льва Гумилева, в 1958 году на заседании Географического общества СССР доказал, что границы между Азией и Европой носят преимущественно культурно-исторический характер, поэтому жесткой природной границы между ними нет и быть не может, хотя природный фактор здесь тоже исключать нельзя.
Таким образом, «часть света» — это не столько горы, пустыни и водоемы, сколько социальная психология, культурология, история и коммуникации.
Давайте с этой точки зрения посмотрим на проблему Крыма.
Крым традиционно считался Европой. Одно из оснований — это соединение перешейком с европейской частью бывшего СССР и Российской Империи, и водораздел между азиатской Таманью.
После референдума 16 марта 2014 года Крым вошел в Россию, вследствие чего въезд на Украину и выезд обратно был до такой степени ограничен, что перешейки Чонгар и Перекоп можно было считать фактически закрытыми. Ситуация еще больше усугубилась после 1 апреля 2016 года, когда машины с севастопольскими и крымскими украинскими номерами были отнесены к категории нерастаможенных, а машины с новыми российскими кодами 82 и 92, соответствующими Крыму и Севастополю, в Украине посчитали незаконными, что свело транспортную коммуникацию между Крымом и Украине фактически к нулю.
Незадолго до этого Украина отрубила Крыму свет. И почти два года назад перекрыла днепровскую воду, оборвав с Крымом, по сути, все виды промышленных коммуникаций.
При этом сама Украина объявила об интеграции в Европейский Союз.
Плюс к этому добавились санкции в адрес Крыма со стороны стран Евросоюза, США и их ТНК.
В этой ситуации России ничего не оставалось, как начать строительство спасительного моста в Крым.
По факту получилось вот что: прямая связь с географической Европой в лице Украины была обрезана, Крым фактически стал островом, и в ближайшее время этот остров будет соединен мостом с материковой Азией.
Он по факту поменяет границу между Европой и Азией, сместив ее с Керченского пролива на Северное Причерноморье (район Чонгара и Перекопа). При этом Крым, благодаря мосту, коммуникативно и географически окажется в Азии, что приведет к Большому крымскому переселению народов. Народ «ломанется» в Крым из азиатской части России, и в первую очередь с этнически «перегретого» Кавказа, до которого от Крыма по континентальным меркам рукой подать.
Изменится не только экономика Крыма. Изменится его этнический состав. Он станет более смешанным, пестрым и многоцветным. Я предполагаю, что Крым в ближайшие двадцать лет после запуска моста станет похож на этнически пеструю Астрахань, в которой нет какого-то одного стержнеобразующего народа, а осуществляется равноправное существование различных этнических диаспор, компактно проживающих в различных этнических поселениях вдоль Волги. Это будет принципиально новый мир — живой, бурлящий, многонациональный, пестрый и торгашеский. Формально Астрахань — это Европа, ибо граница между частями света проходит по северному побережью Каспия, а Астрахань находится в пойме Волги, но по укладу и менталитету Астрахань — это типичная Азия, основной признак которой – это диаспорность и клановость в ведении хозяйства.
Крым станет новой российской Азией, главным ментальным компонентом которого будет человек торговли. Именно он здесь станет задавать тон в отношениях. Предпосылки к этому есть уже и сегодня. Кавказцы уже начали активно осваивать торговые площади Крыма и Севастополя, скупая местный бизнес по принципу общей этнической зоны проживания и ведения хозяйства.
Неважно, какой бизнес, важно, что он по соседству и вся диаспора находится вместе: ресторан, парикмахерская, магазин, складские помещения. Это типично азиатский способ ведения бизнеса. Европейский бизнес точечный, азиатский — клановый. Так работают китайские кланы во всех частях мира. Так формирует свои зоны влияния Кавказ и Центральная Азия.
Все зависит от того, считаете ли вы себя европейцем. Если нет, тогда вы — типичный азиат, ибо невозможно жить где-то «посередине».
Очень многим не нравится само слово «азиат». Для большинства оно ассоциируется с нищетой, антисанитарией, восточным базаром, чалмой на голове и сказками про «тысячу и одну ночь». Но это лубок, не имеющий никакого отношения к проблеме культурной идентификации современного Крыма. Лубок лицемерного обывателя-ханжи, не ведающего реалий.
А реалии таковы: Крым ждет пришествия Азии, ибо Европа его отвергла, а жить в ментальной пустоте невозможно.
Мы, крымчане и севастопольцы, не должны этого бояться. Мы должны к этому готовиться. Ибо это и есть тот самый ветер перемен, от которого не спрячешься никуда.