Она ничем не отличалась от прошлогодней. Столь же муторная и тяжелая, — в основном из-за продолжительности и жары. Инет пестрит сообщениями, как можно здорово и дешево улететь в Крым на самолете, но вот мы бюджетных вариантов не нашли. Возможно, если бы покупали за полгода до поездки, то и повезло бы, но мы свою жизнь настолько загодя не планируем. И хотя билеты на поезд брали за сорок пять суток, в наличии были одни боковые места, потому согласились на них. Плацкарт на одного человека от Петрозаводска до Анапы плюс через Керченскую переправу до Феодосии (единый билет) обошелся в 4880 руб. Время следования поезда от Петрозаводска до Анапы — больше двух суток.
Состав был забит до отказа, всего в нем был двадцать один вагон, из коих четыре прицепили в Петрозаводске. Вроде бы работал кондиционер, но мы ощущали это только в первый день, а потом очутились в настоящей душегубке. Обращались к проводникам, но получался замкнутый круг: окна нельзя открывать, потому что работает кондиционер, а кондиционер не справляется с нагрузкой, потому как снаружи слишком жарко и вагон сильно нагрелся. В результате нам некуда было деваться от беспрестанного плача измученных детей и неимоверной духоты.
От Анапы до порта «Кавказ» где-то час езды. На билете был указан только номер рейса и время отъезда, но автобусов стояло много, и мест всем хватило, хотя, разумеется, без толкучки не обошлось. Перед посадкой на паром надо было пройти через пропускной пункт, причем обнаружилось, что из трех работает только один, а в остальных что-то там сломалось. В результате выстроилась огромная очередь. После досмотра вещей надо было предъявить паспорта и билеты, и я достала свой паспорт — российский и заграничный — дочери.
Именно по нему я покупала ей билет, поскольку в тот день у нее был экзамен, потому сочла логичным предъявить документ, номер которого отпечатан в билете. «Вы мне российский паспорт давайте!» — потребовала женщина-таможенник (или как там ее правильно назвать). Когда у нее в руках очутилось три паспорта, она сказала: «А где третий билет?» Я не выдержала и рассмеялась, а следом за мной — и другие люди, но на этом анекдот не закончился, потому что «третий билет» у меня спросили еще два раза. Потом, видимо, что-то поняв, все-таки пропустили без «лишнего» билета. На пароме мы как всегда карабкались с вещами на третью палубу по крутым и узким ступеням. Зато полчаса плавания с комфортом провели в зале ожидания с кондиционером, буфетом и туалетом.
Удивило, сколько народу едет в Крым с собаками самых разных пород: от йорков и чихуахуа (этих двух пород было больше всего) до лабрадоров и немецких овчарок! Сойдя с парома мы где-то через час наконец сели в автобус и поехали в Феодосию, куда прибыли на два часа позже из-за гигантской пробки в районе поселка Приморское (другое название — Береговое). Эту пробку стоит иметь в виду тем, кто едет в Крым. По одной версии она образовалась из-за большого потока машин, по другой — из-за ремонта дороги. В общем до места (поселок в 30 км от Фео, как называют этот город местные) мы добрались только в десять часов вечера — на такси за семьсот рублей. Машину заказали еще в Петрозаводске через Интернет, причем даже до этой цены дошли не сразу: многие таксисты предлагали ехать за тысячу четыреста, тысячу двести, тысячу, причем некоторые нагло врали, что от Фео до нашего поселка надо пилить семьдесят километров!
Настроения здесь самые разные, но больше всего распространено мнение «восторжествовала историческая справедливость» и «вот увидите — все будет хорошо, потому что в Крым Россия вкладывает большие деньги — надо только подождать». «Не волнуйся, миленький, мы еще потерпим» — такое можно услышать именно от пожилых людей. Судя по всему, запаса терпения у крымчан еще много, к тому же это хорошо подпитывается местными новостными каналами, такими, как «Крым 24». Слыхала я и о том, что Депардье будет выращивать тут виноградники и производить французское шампанское, что итальянцы устроят в Крыму ферму по разведению буйволов и так далее. В общем, согласно данным фантазиям, инвестиции в Крым собирается делать вся Европа. Ремонтируются дороги — вот это верно.
При этом крымские-то дороги, даже и в сельской местности, дадут сто очков нашим карельским — едешь, ни одной колдобины, ни разу не протрясет. Вроде бы, по словам местных, была какая-то передача (я не смотрю никакие телевизионные каналы больше пятнадцати лет), где тот же Медведев сказал: «В Крыму надо сделать такие дороги, чтобы и начальство смогло спокойно проехать». Что ж, очень может быть: это ж не Карелия! В Карелии только рельсы в асфальт закатывают. Кто-то из крымчан, конечно же, говорит, что с их зарплатами в шесть-восемь тысяч и с нынешними крымскими ценами прожить трудно, и опять-таки цитирует Медведева с его знаменитым «вы держитесь там».
Да и работу здесь найти не так-то легко. Но какие-то льготы у крымчан все-таки есть: это и куда меньшая плата за обучение в вузах, и кое-что еще. Например, инвалиды третьей группы у нас получают пенсию пять тысяч с небольшим, а тут — девять. Плюс идет доплата в размере двух тысяч за ребенка, который учится в вузе. При Украине у взрослых инвалидов даже рабочей группы помимо своей пенсии были пенсии по потере кормильца, если они лишались матери или отца. Россия сохранила им эту льготу, по словам местных, «чтобы народ не взбунтовался». Что касается межнациональной розни, то, как таковой, ее нет, правда, многие недовольны, что рыночная торговля в основном в руках татар.
Как и прежде, могу сказать только про те места, в которые обычно приезжаю: возможно, в других районах Крыма все по-другому. А здесь жилье можно снять на любой вкус и кошелек — от двухсот рублей за место. За тысячу-полторы в день — комнату или даже две на семью, с телевизором, стиральной машиной, горячей водой. Говорят, в июне народу совсем не было, а с июля отдыхающих стало больше и их больше, чем в прошлом году. Никогда и никуда не деваются неформалы с их пешими путешествиями, Лисьей бухтой и нудистским пляжем. В Крыму много чего можно посмотреть, но экскурсии в основном дорогие. Выбор продуктов в поселке городского типа, где мы живем, с населением где-то в шесть тысяч человек очень скудный, потому все ездят за провизией в Феодосию.
Цены, конечно, впечатляют. Рассчитывали вволю поесть фруктов, но не тут-то было! Черешня дороже, чем в Петрозаводске — 250-280 рублей за килограмм, при этом она же здесь и растет! Абрикосы по 180 рублей, розовые помидоры — 110 рублей, красные — 80, болгарский перец — 70, огурцы — 50, виноград — 300, домашние яйца — 70 рублей. В магазинах сметана 15%, большая баночка — 80-100 рублей, куриные окорочка — 150, голень — 120, свинина, говядина — от 450 рублей, хлеб — 20-40, минеральная вода — 40 рублей, причем это самая дешевая, в основном дорогие и соки. Выбора рыбы по сравнению с Петрозаводском нет никакого: только хек, минтай, путассу.
На рынке цена за копченую и вяленую рыбу просто зашкаливает — тысяча рублей за килограмм! Початок вареной кукурузы на пляже стоит 60 рублей, пахлава, качество которой в последние годы сильно упало, — 80 рублей, пол-литра кваса (вкуснее, чем наш и магазинный, и бочковой) — 60 рублей. Цены в кафе примерно, как в Петрозаводске, а то и меньше; есть и очень дешевые столовые, где отдыхающим можно бюджетно питаться.
Вин очень много, хороших, качественных, разных производителей, на любой вкус, в том числе и на розлив — от 220 рублей за литр. На розлив продаются даже коньяки: четырехлетний — 880 за литр, пятилетний — тысяча. На рынке в Феодосии, как и в прежние годы, можно купить замечательные приправы домашнего приготовления. Проезд на маршрутных автобусах дешевле нашего — 13 рублей за пять километров до моря, сорок один — за 30 км до Феодосии, а вот таксисты очень сильно дерут цены: за те же 5 км — 150 рублей, а до города (30 км) — вообще 500-700.
Во-первых, это очереди на переоформление документов, а-ля-Россия. Очереди на получение талонов для сдачи бумаг в поселковой администрации занимают с вечера и стоят до утра. Мы не стали себя мучить и отложили это дело на потом. Самое интересное, что нужно (в который уже раз) платить за деньги по измерению участка, составлению паспорта и так далее, хотя вообще-то и участок тот же, и ничего нового на нем не появилось. Как говорится, новая власть — очередные поборы.
Если по поводу платы за ЖКХ, то многие крымчане сейчас говорят, что овощи-фрукты выращивать стало невыгодно: при Украине никто не проверял водяные счетчики и многие люди ставили «отводки», когда вода за полив идет мимо счетчика и ты платишь только за то, что, к примеру, тратится в доме. Сейчас всех обязали поменять и опломбировать счетчики — то есть халявы уже не будет. В плане езды на автомобилях — российские гаишники до Крыма еще точно не добрались: тут ездят как попало, с постоянным нарушением правил. По-прежнему остается проблемой вывоз мусора и бездомные животные, которых просто море: рынки, дворы заполонены бесхозными кошками и собаками. В городе есть два лагеря: одни за то, чтобы прикармливать, другие — чтобы этого не делать и уничтожать, но это, практически, как везде.
Он, конечно, прекрасен, хотя над ним издевалась и, думаю, продолжит издеваться любая власть. Его пейзажи и микроклимат уникальны, по сравнению с другими южными странами здесь несравнимые ни с чем запахи и пейзажи. Погода может быть переменчивой и непредсказуемой — то жара, то случится и внезапное похолодание, о чем надо помнить отдыхающим, которые приезжают на непродолжительное время. Плохо, что на многих пляжах — галька: в море трудно заходить и выходить. А в том же Приморском (Береговом) пляжи, хоть и песчаные, но у самой дороги — вся пыль летит в сторону моря. На весь пляж, куда ездим мы (поселок Курортное) всего один туалет в самом конце пряжа и очень мало урн, зато много стихийных помоек, что порождает антисанитарию. В общем и целом, чей бы ни был этот «райский уголок», его стоит сохранить и развивать, при этом, конечно, не забывая о других регионах той же России.