В редакцию «Примечаний» пришло письмо пайщиков предприятий «Крымпотребсоюза» с подписями 110 человек. Предприниматели просят губернатора Дмитрия Овсянникова разрешить им провести в Севастополе митинг протеста против аксеновской национализации. Речь идет о действиях крымских властей в апреле 2014 года, когда под шумок общей эйфории Госсовет РК издал постановление о национализации всего государственного (украинского) имущества в республике.
Казалось бы, постановление логичное. На деле власти Крыма отобрали не только госпредприятия, но и частные активы огромного количества людей. В результате предприятия, входящие в состав 12 потребительских обществ, прекратили существование — либо, став собственностью властей, были разграблены или раздарены. Один из таких подарков недавно отошел Чечне.
Одно из 12-ти потребительских обществ — «Крымпотребсоюз» — многоотраслевая организация, объединяющая предприятия оптовой и розничной торговли, ресторанного хозяйства, строительства, автоперевозки и др. До того, как все это забрали крымские власти, союз контролировал 28 рынков полуострова, в том числе центральные рынки Симферополя, Севастополя и других городов республики. Всего национализировано порядка 40 предприятий райпо — около 10 тысяч объектов и 16 тысяч пайщиков.Председатель совета «Крымпотребсоюза» Владислав Степанов считает национализацию незаконной: «Крымпотребсоюз» не имеет в своем фонде государственных средств.
«Только у нас [«Крымпотребсоюза»] было порядка 36 юрлиц, — говорит Степанов. — Больше 10 тысяч объектов отобрали. Общепиты, столовые, кафе, магазины...
Когда у нас это имущество изымали, нам говорили, что это имущество просто край необходимо Республике Крым. На днях она безвозмездно передала наш детский лагерь Чечне. Вопрос – если оно вам так надо было, почему вы раздариваете это имущество?».
По словам Степанова, отобранные предприятия власти контролируют с помощью муниципальных унитарных предприятий (далее — МУП), и многое уже разграблено.
«Транспорт, на котором мы возили продукты питания по магазинам, стоит в полуразобранном состоянии на территории нашего автотраснпортного предприятия, — говорит Степанов. — Сторожа, которых МУП нанимал, разбирали и маршруточникам потихноьку продавали. Машины в автопарке представлены серьезные: есть даже десятитонная фура «Мерседес». Много «Газелей», грузовичков китайского производства, есть «Таты». Многие из них оборудованы холодильниками, поскольку у нас работал свой кондитерский цех и цех заморозки».
Был в автопарке «Крымпотребсоюза» и автомобиль Audi Q7, купленный на деньги пайщиков. Его после национализации отдали уже экс-мэру Симферополя Геннадию Бахареву.
При этом паспорт транспортного средства, похищенного «неизвестными лицами», по сей день хранится у владельцев. Эту информацию «Примечаниям» подтверждал сам Бахарев.
19 сентября Совмин Крыма принял решение подарить детский лагерь «Крымпотребсоюза» Чеченской Республике. Согласно документу, в собственность Чечни передаются спальные корпуса, гостевые дома и другие строения детского оздоровительного центра, а также земельный участок площадью около 3 га и движимое имущество здравницы.
Детский оздоровительный центр «Крымпотребсоюза» расположен на берегу Черного моря в 15 километрах от Алушты. На территории здравницы располагаются парк, оборудованный раздевалками и навесами галечный пляж, спортивные площадки, летний кинотеатр, библиотека, дискотека, автостоянка, а также одноэтажные корпуса с номерами вместимостью от двух до шести койко-мест.
«Когда у членов товарищества забирали имущество, звучало обвинение в тесных контактах с Коломойским, — говорит Степанов. — Как-то им надо ведь было объяснить, зачем нужна национализация.
Обвинил наших пайщиков в дружбе с Коломойским конкретно Аксенов и отдельные муниципалитеты. Звучит глупо, потому что потребительская кооперация — это 16 тысяч пайщиков. Ни у одного из них нет фамилии Коломойский. Это люди, которые когда-то внесли паевой взнос. Юридически они имеют долю в предприятии. За эти средства строилась материально техническая база кооперации: магазины, конторы, хлебозаводы и т.д.»
В Севастополе в 2015 году экс-губернатор Сергей Меняйло под патронажем экс-полпреда Белавенцева провел свою национализацию. Правда, размахнуться чаловское заксобрание, в отличие от послушного госсовета Крыма, им тогда не дало - и вместо сотен предприятий городские чиновники захватили десятки. И в этот список тоже попали предприятия «Крымпотребсоюза». Например, Центральный рынок Севастополя.
Как и в Крыму, это было чистым рейдерством: никакой «национализации» в законодательстве РФ не предусмотрено. Заксобрание Севастополя, собственно, из этого и исходило. С самого начала было ясно, что если собственники отжатых активов подадут на власти Крыма и Севастополя в любой международный суд, им придется платить за свое пиратство. А поскольку собственных денег в бюджетах обоих субъектов кот наплакал — за пиратство это придется платить Москве. И она это понимает.
В июне 2016 года замглавы Минэкономразвития РФ Евгений Елин поручил Совету министров РК и правительству Севастополя разработать механизм возврата национализированного имущества. В частности, это касалось «Крымпотребсоюза».
Но никакой реакции не последовало. Вопреки сигналу из Москвы Меняйло подписал постановление № 662-ПП, по которому имущество кооператива признается городским.
В Крыму тоже «не слышали» ни о пересмотре итогов национализации, ни о возврате земель собственникам. Замминистра Оксана Лахина сказала:
«Об этом мы ничего не знаем. Была задача продать с аукциона национализированные объекты. Она не изменилась».
На вопрос, есть ли в списке на продажу объекты потребительской кооперации, прозвучал ответ: «нет».
По словам Степанова, сейчас правоохранительные органы ведут несколько уголовных дел в отношении руководителей различных республиканских МУПов, куда передали имущество райпо. Расследования касаются точечных хищений — вроде продажи автомобильных деталей в Симферополе.
Одновременно идут суды по оспариванию национализации предприятий кооперативов. Суды первой и второй инстанции в Крыму выносят решения в пользу властей.
Вся надежда на суд Центрального округа в Калуге — его решений пока нет, говорит Степанов.
И вот теперь дополнительные надежды предприниматели возлагают на Дмитрия Овсянникова, которого просят разрешить провести митинг. Степанов говорит: пытались митинговать в Симферополе, но власти сперва отказывают. Предлагают альтернативное место, а когда те на это соглашаются — отказывают и в альтернативном, заявляя о неких мероприятиях на данной площадке. Никаких мероприятий там в указанное время потом не проводится, сообщил Степанов.
Крымчане выходили даже на одиночные пикеты в Москве. Но и там их погнали — на этот раз правоохранители.
Как сообщил «Примечаниям» глава департамента общественных коммуникаций правительства Севастополя Иван Чихарев, власти разрешат крымчанам пикетировать в том случае, если те правильно заполнят заявку,
а точнее – уведомление на организацию митинга. То письмо, которое пайщики направили в адрес губернатора, таковым не являются — нет информации о желаемой дате проведения митинга и места.
По его словам, в Севастополе митинговать можно всем гражданам РФ, которые не преследуются по закону за совершение преступлений. Согласовать проведение пикета могут даже на площади Нахимова, если там на эту дату и время не запланировано других мероприятий.