Извещение Главного управления специального строительства по территории Южного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» (ГУССТ № 4 при Спецстрое) о срочной государственной закупке у единственного поставщика появилось на официальном сайте в начале марта. Она будет проведена без конкурса. Обоснование: «Вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций».
Для предотвращения неведомой беды ГУССТ № 4 просит поставщика в течение двух недель, в условиях неровного рельефа «со значительным перепадом высот» возвести объект государственного значения – совмещённые закрытый (25 м на 9 м) и открытый (14,8 м на 2,95 м) бассейны с гидромассажной зоной на 6 – 8 человек, две контрастные купели, паровую баню и сауну. За 90 миллионов рублей.
Еще за 90 миллионов рублей по другому контракту не то из-за угрозы техногенной катастрофы, не то по срочным медицинским показаниям тот же «физкультурно-оздоровительный комплекс» предстоит обеспечить электроснабжением, автоматизацией и диспетчеризацией, молниезащитой, водоснабжением и канализацией, индивидуальным тепловым пунктом, отоплением, теплыми полами, вентиляцией, кондиционированием, тепло-холодоснабжением, холодоцентром и централизованным пылеудалением.
Именуется объект «государственные дачи № 9, 10», он расположен в поселке Олива в Крыму.
Великолепное по наглости обоснование закупки у единственного поставщика подвигло «Фонтанку» присмотреться к крымским чудесам. Оказалось несложным заметить, что счет идет на миллиарды.
Всего в государственных контрактах, связанных с крымскими резиденциями, упоминаются несколько объектов. В Форосе находится «Государственная резиденция № 11», она же знаменитая «Заря» – последняя дача Михаила Горбачева. В поселке Олива расположены дача номер 9 (бывшая резиденция Юрия Андропова) и дача номер 10, до 2014 года они находились в распоряжении президента Украины. Дачи номер 6 и номер 8 в Оливе были закреплены за украинским премьер-министром.
Распоряжением от 18 июня 2014 года Совет министров Республики Крым передал эти объекты в безвозмездное пользование Федеральной службе охраны Российской Федерации.
Как уже было замечено в прессе, 21 декабря 2015 года войсковая часть 48405, осуществляющая «деятельность федеральных специализированных служб охраны и безопасности», заключила с ГУССТ № 4 два контракта, общей стоимостью 1,2 миллиарда рублей, по перестройке «президентских» резиденций. По контракту на 650 миллионов рублей подрядчик обязался провести работы по проектированию, реконструкции и авторскому надзору физкультурно-оздоровительного комплекса на государственной даче № 11, по контракту на 550 миллионов – такие же работы на государственных дачах номер 9 и 10.
О характере комплекса можно судить по договорам ГУССТ № 4, заключённым с субподрядчиками. В феврале 2016 года основные деньги, опасаясь «чрезвычайной ситуации», поделили между тремя компаниями. На объекте № 11 («Заря») львиная доля досталась ООО «Авторский камень» за проектирование, отделочные работы по фасаду, устройство окон, дверей и витражей, устройство наружного архитектурно-художественного освещения, отделочные работы, сантехнику и аксессуары, поставку материалов для чаши бассейна, меблировку и благоустройство территории – всего примерно 318 миллионов рублей. ООО «ИТЦ «Аквастрой» за 140 миллионов рублей занялось строительством и наладкой бассейнов, фонтанов, сауны и хамама, СПА-зоной и купелями. Проектные и монтажные работы по внутреннему электроснабжению, водоотведению, отоплению, вентиляции и кондиционированию достались АО «Холдвент» – всего за 80 с небольшим миллионов рублей.
В марте 2017 года очередь дошла до «премьерских» дач номер 9 и 10 в поселке Олива. Пока «Холдвент» и ИТЦ «Аквастрой» получили по 90 миллионов рублей.
Это далеко не все деньги, потраченные для «предупреждения чрезвычайных ситуаций» на южном берегу Крыма. Остались ещё государственные дачи номер 6 и 8. Им тоже понадобилась реконструкция. Что интересно, финансирование этих дач осуществляет ФГБУ «Дирекция по строительству и реконструкции объектов в Северо-Западном федеральном округе Управления делами президента Российской Федерации (ДСР СЗФО).
За 147,5 миллиона рублей там должно появиться общежитие для обслуживающего персонала. В отличие от почетных гостей, обслуге хамам и парная не положены – предусмотрены душевые. Да и обедать, судя по количеству мест в столовой, придется в две смены. Впрочем, общежитие, в котором предусмотрена комната для хранения оружия, честнее было бы назвать казармой.
Контрактами предусмотрены три вертолетные площадки и контрольно-диспетчерский пункт на суше (немногим более 5 миллионов рублей) и одна вертолетная площадка с выносом в море – из массивной кладки, с устройством подъездных путей – за 89,2 миллиона рублей.
Способы финансирования государственных дач вообще несколько запутанны. В качестве заказчиков по государственным контрактам, касающихся дач номер 6 и 8, иногда выступает ДСР СЗФО, а иногда Служба охраны в Крыму ФСО России (СОКР). По данным официального сайта госзакупок, ДСР СЗФО только на организацию поездок в Крым своих сотрудников потратило несколько миллионов рублей. Видимо, суммы ДСР СЗФО на обустройство и содержание резиденций больше в разы. Например, в субконтракте ГУССТ № 4 на строительство вертолетной площадки в море (89,2 млн рублей) есть ссылка на ДСР СЗФО как на заказчика, но сам государственный контракт отсутствует на официальном сайте.
Расходы Службы охраны в Крыму выше на порядок. В 2015 году СОКР на строительство, ремонт и содержание государственных дач, а также на содержание собственных зданий, автотранспорт и продукты потратила 315,5 миллиона рублей, в 2016 году – 356 миллионов рублей.
Большая часть денег из этой суммы пошла на приобретение квартир для собственных нужд, в 2015 году было приобретено 30 квартир (немногим менее 200 миллионов рублей), в 2016 году — ещё несколько жилых помещений на 50 миллионов рублей.
Возможно, некоторое несоответствие сумм в госконтрактах и бредовое обоснование срочных закупок без конкурса вызвано соображениями государственной безопасности. Но тогда непонятен выборочный подход к сохранению тайны. Например, из контракта на строительство общежития (с комнатой для хранения оружия) становится понятно количество охранников на объекте, а из контрактов на приобретение квартир – не только число офицеров ФСО в Ялте, но и их точные домашние адреса. Вплоть до номера квартиры.
Точные характеристики ограждения с техническими средствами охраны враг может получить из госконтракта на бурение скважин под опоры – с координатами каждого столба и полными характеристиками ограждения на всех участках. Если, конечно, эти схемы не являются выверенной дезинформацией.