Крымский Ватикан: как изменился Успенский монастырь

На днях патриарх Кирилл заявил, что России нужен свой, русский Ватикан. И предложил организовать его в Сергиевом Посаде. Тем временем в Крыму такой православный город уже есть — это Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае. От его богатства и масштабов захватывает дух.
Елена Алешечкина
21.04.2018

Бывает так, что ты несколько лет не приезжаешь в хорошо знакомое, любимое место. И оказавшись в нем очередной раз, удивляешься: как же все изменилось.

В минувшие выходные мы случайно оказались на территории Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, что в ущелье Марьям-Дере в окрестностях Староселья. Место это у туристов очень популярно, и всем нам хорошо знакомо. Но так получилось, что никто из нашей компании в последние три-пять лет здесь не был, поэтому увиденное нас очень удивило.

Первое, что бросается в глаза — огромная стена поперек ущелья, подходящая к самым скалам. Теперь на территорию обители можно подняться только традиционным путем: по бетонной дороге, построенной для паломников много лет назад. Остальные тропы преграждает каменный забор. Вторая такая же стена — в конце ущелья, монастырь огорожен с обеих сторон.

На другой стороне ущелья, напротив, выросла колокольня. Башня ее органично вписалась в нишу. Трудно представить, как такую громоздкую конструкцию возвели на таком косогоре. Судя по строительной технике, работы по благоустройству склона еще не закончены — идет террасирование.

На дне ущелья — множество каменных построек. Некоторые были здесь и раньше, другие появились в последние несколько лет. Территория вокруг активно облагораживается. На склонах разбиваются террасы под озеленение. Рядом — десятки, если не сотни кадок с молодыми хвойниками и туями ждут высадки.

На верхней террасе, у источника, куда приходят паломники, тоже стоят кадки с растениями. Стоимость всего этого богатства трудно даже представить. За один крошечный тис просят в питомнике 3-5 тысяч рублей, ель — чуть дешевле.

Рядом — деревья побольше. Такие могут потянуть уже на 10 тыс рублей.

На въезде в обитель строится большой монастырский гараж.

Напротив лестницы, ведущий в главный пещерный храм, монахи высадили буйно цветущие магнолии — белую и розовую.

Кстати, сама лестница, ведущая в пещерный храм, выглядит «уставшей». Темные водяные потеки, сколы, давно не чищенный камень. По сравнению со сверкающими белизной новыми строениями — резкий контраст.

То ли дело старые монастырские постройки. Желтизна природного камня придает им очарование древности.

Старинная кладка и буйный плющ, растущий здесь не один десяток лет.

Рядом — совсем новая постройка. На фронтоне надпись: «Мариамполь 2013». Мариамполь — это еще одно название ущелья, где расположен монастырь — на греческий манер.

Напротив этого строения — склад, стоящий целое состояние. Капители, столбы и навершия для будущих колон из цельного гранита лежат стопками в почти человеческий рост.

Вокруг — буйство зелени. Туи, юкки, кедры. Террасы, уходящие вниз к основным постройкам монастыря, мало похожи на монастырские огороды. Это, скорее, роскошные южнобережные сады. Хотя в загоне на противоположном склоне, как и в былые годы, пасутся пестрые куры.

В зелени утопают маковки храмов.

Обитель растет и расширяется. Под самыми скалами, на склонах, появляются все новые и новые постройки.

У въезда в обитель строятся монастырские гаражи.

Богатство обители легко объяснимо. Круглый год сюда едут сотни паломников-христиан со всего света. На парковке перед подъемом в монастырь – десятки роскошных авто, чьи владельцы взяли от этой жизни все и теперь задумались о жизни вечной. Они готовы жертвовать, и жертвуют.

Разрастается не только монастырь. Под Успенским вырос целый город: кафе, больше напоминающие средневековые караван-сараи, сувенирные магазины, прокаты внедорожников. Все это - масштабнее и богаче, чем при Украине.

Успенский монастырь возник здесь, в ущелье, на рубеже VIII-IX веков, в период иконоборчества в Византии. Тогда монахи и почитатели бежали к северным границам империи, в Крым. Здесь, на неприступных скалах, возникли многочисленные монастыри: Шулдан, Челтер, Качи-Кальон. Успенский монастырь был одной их таких обителей, но ему была уготована особая роль.

После прихода в Крым татар Успенский монастырь стал опорой христианской церкви в Крыму. Это был совсем небольшой скит, но ему в период Крымского ханства покровительствовали русские цари Федор Иванович и Борис Годунов. Христианские пленники, содержавшиеся в крепости Чуфут-Кале, могли посещать богослужения и встречаться в церкви с русскими посланниками. Монастырь почитали и мусульмане. По преданию даже крымские ханы приходили за благословением к святой иконе Божьей Матери.

После исхода христиан из Крыма в 1778 году монастырь чуть было не прекратил свое существование. Но В 1781 году в Крым из Анатолии приехал греческий священник Константин Спиранди. Получив разрешение хана Шагин-Гирея, он возобновил службу в Успенской церкви для оставшихся на родине христиан. Успенский храм стал единственным во всей округе, поэтому его посещали не только местные христиане, но и солдаты расквартированной русской армии.

Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, стремившегося восстановить древние обители в Крыму и основать новые. На средства от пожертвований уже в 1850 году соорудили колокольню, и 15 августа при большом стечении народа Успенский скит был снова открыт.

Однако дальнейшему обустройству помешала Крымская война 1853-1856 годов. В монастыре расположился госпиталь русской армии. Монахи помогали выхаживать раненых из Севастополя, умерших воинов хоронили на монастырском кладбище.

К началу XX века здесь был отстроен значительный комплекс, состоявший из пяти церквей, часовен и многих монастырских зданий, расположившихся в три яруса. На самом верху — Успенский храм, церкви святого Евангелиста Марка и святых Константина и Елены, тринадцать пещерных келий и колокольня. У подножия лестницы — дом для настоятеля с фонтаном, Иннокентиевская церковь и три пещерных келий.

Внизу в долине на пожертвования верующих построили трапезный корпус с кухней, пекарню, хозяйственные постройки и две гостиницы. При въезде устроили ворота с двумя кельями. В 1896 году восстановили древний подземный водопровод, который шел от источника.

Бахчисарайский монастырь Успения Богоматери. Фресковая роспись над пещерным храмом: в центре — икона Божьей Матери, по краям — изображения семи Херсонесских святых (фото 1990-х, до реставрации)

После революции монастырь просуществовал еще несколько лет. В 1921 году монастырское духовенство обвинили в заговоре и обитель закрыли. На ее территории была создана трудовая колония имени Артема. Здания монастыря и церкви были разрушены, монастырские ценности экспроприированы. Часть старинных икон монастыря попала в Бахчисарайский музей. Землетрясение 1927 года довершило разрушение храмов, их разобрали на стройматериалы.

Очередное возрождение монастыря началось на рубеже 90-х годов XX века. И судя по старинным фотографиям, за прошедшие 25 лет обители удалось вернуть и былое величие, и богатство.

Вступайте в наш телеграм канал t.me/prsev