Так называемые «римские дороги» поднимаются из Байдарской долины на Ай-Петринскую яйлу практически в каждой балке — Мулташской, Календской, Босой. Но та, что ведет от Родниковского в Тарпан-Баиру, пожалуй, самая хоженая. По ней поднимаются туристы, идущие к обрывам скал Спирады, и спелеологи — к пещерам Карадагского леса.
Раньше эта дорога, заросшая до размеров тропы, была лишь пешеходной: из-за сложного рельефа кладки и узости дороги машины, даже подготовленные, на крутой подъем не совались.
Но недавно все изменилось. Фитнес-тренер Виктория Витковская из Симферополя не только прокатилась по «римке» на машине, но и выложила видео в сеть. Крымских туристов потребительское отношение джиперши к памятнику истории возмутило. Они стали писать Виктории в комментариях, что по этой дороге ездить нельзя.
На самом деле это не римская дорога, а средневековая. Подобные дороги местные жители мостили под небольшие одноосные повозки. На фото видно, как джиперы выковыривали камни с одних участков, чтобы подложить их под колеса там, где машина пробуксовывает
Оказалось, что Виктория не единственная. Нам в редакцию позвонила руководитель детской спелеологической группы, которая три недели назад, в середине сентября, поднималась по «риму» к пещере Кристальная. По дороге туристы встретили целую вереницу багги, ездивших по Римской дороге вверх и вниз.
«Примечания» решили выяснить, как они попадают на этот участок дороги, ведь раньше на ней было несколько непреодолимых для машины участков. Уведенное на тропе натораживает.
А здесь кто-то явно сбивал неровности рельефа, чтобы проехала машина с недостаточно большим клиренсом
Первое, что бросилось в глаза — огромный, еще живой можжевельник. Высокий, сильный с зелеными ветвями. Он валился на обочине дороги, вывороченный из земли с корнем, чтобы не мешал.
Еще зеленые ветви можжевельника не различимы в зарослях грабинника. Корень совсем свежий, его выворотили совсем недавно
На участке, называемым скальной полкой, ведущем к древнему мостику на «римке», повсюду валяются камни. Их розоватые бока говорят об одном — еще недавно они были частью скалы, развороченной колесами.
Еще один сломанный можжевельник валяется у обочины. Сухой. Неизвестно, был он кем-то сломан или упал сам
Подпорная стенка дороги в одном месте рухнула. Большие валуны, поросшие мхом, валяются внизу. На других участках та же картина — камни явно сдвинулись в сторону обрыва, между ними появились массивные трещины. Конечно такие повреждения полотна и подпорной стенки могли появиться и просто от времени, но катание по дороге на джипах только ускорит процесс разрушения.
Вдоль всего участка на можжевельниках подрезаны ветки. Небольшие, до 2,5-3 см в сечении. Сделано это явно секатором. И этот факт наводит на подозрения. Похоже, тропу готовят для регулярных «покатушек». Если выезд был разовым, зачем джиперы обрезали торчащую на дорогу зелень? Или машины им жалко больше, чем древнюю дорогу?
У древнего мостика картина совсем печальная. Часть подпорной стенки разрушена. Деревья, мешавшие проезду, спилены под корень. Подъем буквально изрыт шинами, видно, что машины здесь буксуют, не в силах преодолеть препятствие. На дереве выше — следы от троса лебедки.
В этом месте кто-то из туристов начал строить антивандальную стену, чтобы машины не ездили по тропе. Понятно, что препятствием она не является — здоровые мужчины могут раскидать эти камни буквально за 10 минут.
Мешавшие проезду деревья на подъеме спилены под корень. Диаметр большего пня около 15-18 см
Выше тропа становится совсем узкой. По ней едва проедет машина с узкой базой вроде «Нивы» или багги.
Градус подъема растет и преодолевать отдельные участки сложно — слишком уж неровной становится кладка. Но джиперы с ней не церемонятся — выкорчевывают камни в однои месте и перекладывают под колеса в другом.
На подъеме оказались вывороченными даже валуны по 30-100 кг. Некоторые камни просто сдвинули, чтобы не мешали проезду.
Этот огромный валун явно сдвинут в сторону
А здесь фактически разрушена ступенька кладки
Столбик Большой севастопольской тропы. Внизу у него должен быть тур из камней до полуметра высотой — так значилось в ТЗ на их установку. Но этот тур явно разобран, а камни раскиданы. Похоже, он тоже мешал проезду.
На земляных участках тропы видны свежие отпечатки протектора шин. Трава примята, кусты раздавлены. Но пока, судя по следам, ездят здесь не часто. Но что будет с дорогой, если прогулки на джипах станут регулярными?
Оказывается, эти участки так называемых «римских дорог» никто не охраняет. Да и римскими они не являются. Они построены, скорее всего, в позднем Средневековье, рассказал «Примечаниям» историк и археолог Аркадий Байбуртский. Но несмотря на это, дорога безусловно является исторической ценностью, хотя она и не внесена в реестр памятников истории и культуры.
Для масштаба. Фото довольно реалистично показывает и крутизну подъема, и габариты дороги. Машина даже с узкой базой здесь едва проходит
Чтобы дорога получила официальный статус, нужно ее сначала «выявить», а потом исследовать по открытому листу. Этим должен заняться кто-то из археологов. Но в Крыму долгое время у ученых руки до дорог не доходили. Даже знаменитая античная дорога — уникальный объект хоры древнего Херсонеса, сохранность которой поражает ученых всего мира — до недавнего времени в реестре не значилась. Да и сейчас она внесена в него лишь частично, участками, говорят севастопольские археологи.
Так что формально джиперы ничего не нарушают. На фактически мы рискуем потерять Римскую дорогу уже следующей весной. Ведь в снежные зимы снега на Ай-Петри скапливается много, и весной, когда наступает оттепель, по «риму» течет река. Вывороченные из кладки камни поток унесет вниз, а весенние ливни ускорят разрушение полотна.
«Примечания» решили выяснить, кто именно организует туры по Большой севастопольской тропе и Римской дороге. Но запросы о багги-турах по горам Крыма никакой внятной информации не дали. Прокатов квадроциклов на полуострове много, а «багетки» встречаются в единичных случаях — пара объявлений в Симферополе и Судаке, причем неактуальных. В Байдарской долине тур на багги по горам предлагает одна из гостиниц. На странице есть даже фото с локациями, расположенными на яйле, выше Римской дороги. Но дозвониться до организаторов тура не удалось — оба телефона мини-гостиницы оказались выключенными.