Кто платит рокаду, тот ее и танцует

Под новые дороги власти Севастополя планируют изъять у граждан 2500 участков. Чиновники встречаются с владельцами, обещают альтернативу — но втихаря проводят изыскательские работы по проекту Гераклейской рокады по изначально запланированной трассировке. Разработкой ТЭО для рокады власти занялись еще в октябре, нарушив градостроительные нормы.
Надежда Исаева
14.12.2017

Вчера, накануне публичных слушаний в правительстве города состоялся круглый стол, посвященный проекту развития улично-дорожной сети. На него были приглашены исключительно лояльные общественники, не было ни представителей садоводческих организаций, ни активистов с которыми шли обсуждения возможных изменений проекта. Только сочувствующие и разделяющие позицию «партии».

Новая транспортная сеть, спроектированная по заказу правительства Севастополя, разгрузит стоящий в пробках город, но затронет частные интересы владельцев более 2000 земельных участков в пяти районах города: Гагаринском, Ленинском, Нахимовском, Балаклаве и Инкермане. Власти планируют изъять эти участки частично либо полностью, выплатив собственникам компенсацию по рыночной цене недвижимости.

Город задыхается в пробках, говорит главный архитектор города Александр Моложавенко, и с этим невозможно спорить. Поэтому многим придется выбирать между насиженными местами и скоростью передвижения. Его аргументацию разделяют многие. Даже те, чьи участки попадают под изъятие. Но расплачиваться за дороги своей землей они не хотят. 

«Примечания» уже писали о жителя СТ «Родник» и «Надежда», на которых проектировщики нарисовали четыре дороги проходящие по 200 участках с жилыми домами. Люди устраивали акции протеста. Проект реконструкции Казачинского шоссе также вызвал массу негодования из-за строительства дороги-дублера, соединяющей Казачью и Фиолент, прямо через участки несколько садовых товариществ. Аналогичная ситуация и на улице Жасминная, где дома и заборы по проекту схемы должны пойти под снос. На пути проектируемой Гераклейской рокады оказались дома и участки в СТ «Ручеек», «Скалистый-2» и жители Молочной и Карантинной балок. Порядка 25 домов должны под снос, не считая дачных участков.

[[incut? &ids=`29346`]]Всюду есть альтернативные маршруты, которые позволят обойтись малой кровью, говорят жители. В департаменте архитектуры «Примечания» заверяли: чиновники объехали большинство СТ по городу, провели консультации, пожелания людей внесут в проект транспортной схемы, который завтра представят на слушаниях.

По сути, круглый стол был попыткой погасить социальную напряженность, чтобы не повторить ошибки скандального Генплана. Действительно, в этот раз власти тщательно отрабатывали замечания по «горячим точкам» транспортной схемы: встречались садоводами, проводили консультации, искали альтернативы. Изменения обещают учесть еще до публичных слушаний, хотя земли военных трогать не будут. Похоже, уговорить собственников не поднимать шум все же удалось, хотя никаких документальных подтверждений обещаниям чиновников пока нет. За час до круглого стола замгубернатора Вячеслав Гладков, курирующий работу со СМИ, собрал главных редакторов и попросил прийти на публичные слушания, чтобы объективно их осветить.

Тем не менее, на большинство вопросов журналистов разработчики и представители власти отвечали обтекаемо: конкретика будет ясна после публичных слушаний, говорили они. Приходите и посмотрите сами, а результаты мы вам сообщим в протоколе.

Так, одна из разработчиц проекта, Екатерина Костомарова, заверила: для половины из 2500 участков, которые предназначены для частичного или полного изъятия, найдена альтернатива.

Например, в Молочной балке, где Гераклейская рокада затронет порядка 20 домов. А в Казачьей, уточнил глава департамента архитектуры Александр Моложавенко, рокада может пройти по краю военного полигона, как указано в Генплане 2005 года – военных известили, наравне с другими владельцами недвижимости, но результаты будут известны только после слушаний.

Но после круглого стола, как только корреспондент «Примечаний» вышел из правительства, раздался звонок: член инициативной группы СТ «Ручеек» Любовь Зубенко, пожаловалась: несмотря на заверения департамента архитектуры, что предложения жителей внесены в проект, власти начали проектно-изыскательские работы на прежнем месте будущей Гераклейской рокады. 

Около десяти утра приехали геодезисты, бурят скважины, отмечают место прохождения будущей рокады по прежней трассировке там, где расположены жилые дома, говорит активист.

 «Мы видим людей, которые, пока Моложавенко заверяет в обратном, ведут проектно-изыскательские работы и в лоб говорят: здесь на месте наших домов пройдет рокада», - сетует Зубченко.

На возражения жителей, что департамент архитектуры изменил в трассировку, геодезисты отвечали, что они не в курсе, что там на сайте архитектуры вывешено - они действуют по заданию департамента транспорта. Активистке дали пообщаться по телефону с главным инженером, курирующим изыскательские работы Сергеем Кузнецовым.

В октябре ЗАО «Институт Геоурбанистики и проектирования "Росгеопроект» заключил с правительством договор и будет проводить работы по всему городу до июля, сказал Кузнецов. А как пройдет рокада – это вы с военными будете решать после слушаний, посмотрим, чьи интересы выиграют.

На возражения Зубченко, что по Генплану 2005 года рокада не идет по их домам, а в обход, он безапелляционно заявили: сейчас действует другой генплан, новый, он утверждается.

«Примечаниям» г-н Кузнецов пояснил, что завтра в муниципалитетах будут проходить слушания, где будут представители департаментов транспорта и архитектуры, проектировщики рокады и ПЗЗ - они и будут все это обсуждать. Вопросу корреспондента, почему проводятся работы до того как народ высказал свое мнение: быть рокаде или нет, тем более, что это отступление от градостроительных норм, Кузнецов удивился.

«Что значить народ? – воскликнул Кузнецов.- Рокада в Генплане 1983 и 2005 года. В связи с тем, что у нас сейчас время непростое, мы хотим сделать все и сразу. Все и сразу мы можем сделать только с отступлением от норм.

Мы не можем себе позволить сначала сделать генплан, потом ПЗЗ, а потом рокаду, - продолжает главный инженер. - Это все затянется на десять лет, а у нас нет этих десяти лет. Мы стараемся для жителей, для нужд Севастополя. Не отдельных жителей, которые ругаются, что мы у них кусок земли отрезаем, а всего города, который задыхается в пробках. Мы сделаем все, чтобы выполнить этот объект в срок».

По информации на сайте госзакупок, сумма контракта - 13 млн рублей. Кузнецов добавил, что по итогам слушаний в Гагаринском районе уже изменения вносятся, и то же самое сделают по итогам слушаний в Ленинском и Нахимовском районах.

Замдиректора департамента архитектуры Егор Суслин пояснил «Примечаниям», что работы по ТЭО рокады курирует дептранс. Глава департамента Игорь Титов подтвердил, что сейчас на местности рассматривают различные схемы трассировки рокады, в том числе и в Молочной балке.

«Схема уточняется при других этапах проектирования, – объяснял Титов. – Грубо говоря, нарисовали генпланисты нарисовали, а потом выходят изыскатели и оказывается, что там винокурня трехтысячелетней давности, или захоронения, или горячие ключи бьют. И приходится двигать [дорогу] вправо влево. Нарисовали 1200 км [по всей схеме], и если их рисовать абсолютно точно, то на всей 1200 км нужно выполнить проектно-изыскательские работы и получить заключения 12 инженерных ведомств и их учесть. А для этого потребуется 150 млрд рублей и пять лет работы по всей схеме.

Поэтому работу разбили на этапы, - продолжает чиновник. - Сейчас этап градостроительный, где изучают целесообразность рокады. Следующие этапы изучат возможности, варианты трассировки и предельную стоимость строительства. Это необходимо для включения объекта в ФЦП. Вариантов, для дальнейшего функционирования города без рокады просто нет.

В рамках ТЭО нам предложат три варианта. Одним из основных критериев будет являться минимизация сноса. Потом отдельно по проекту [Гераклейской рокады] будут публичные слушания. Там где бурятся скважины, никто ничего строить не собирается. Просто изучают варианты с коптера, весь комплекс изысканий, включая историко-архитектурный», - говорит Титов.

Сегодня, 14 декабря, в муниципалитетах Севастополя пройдут общественные слушания по проекту транспортной схемы. Они пройдут в пяти муниципальных округах в одно и то же время – в 18:00. Регистрация начнётся в 17:00.

Адреса проведения общественных слушаний:
Ленинский район - ул. Ленина, 25 (Севастопольский центр культуры и искусств).
Гагаринский район - проспект Октябрьской Революции, 8.
Нахимовский район - ул. Рабочая, 2 (культурный центр «Корабел»).
Инкерман - ул. Раенко, 1 (клуб «Инкерман»).
Балаклава - ул. Новикова, 14.