Бывший заместитель мэра, а затем пенсионер-предприниматель Александр Стрекалин расстался с жизнью, не выдержав травли со стороны главы администрации Ялты Андрея Ростенко и его команды. Ровно девять дней назад он скончался от ожогового шока в палате интенсивной терапии республиканской больницы Симферополя, куда попал после акта самосожжения. Таким способом заслуженный строитель выразил своей протест против действий главы администрации Ялты Андрея Ростенко и директора МУП «Объединенная управляющая компания» Темерлана Джазаева.
Эти люди разрушили его кафе «Хоттабыч» так и не дождавшись всего пакета документов, позволяющих демонтировать объекты на Приморском пляже. О том, что сожжет себя, если в Ялте не прекратится беспредел и травля мелкого и среднего бизнеса, Александр Стрекалин говорил в лицо ялтинскому мэру еще несколько месяцев назад. Пожилого человека не удосужились выслушать.
Во второй половине 2015 года группа ялтинских архитекторов создала проект реконструкции Приморского пляжа Ялты. Он подразумевал, что пляж будет выдержан в едином стиле, а строительством займутся предприниматели, которые уже давно работают в этом районе города. Бизнесмены попробовали встретиться с представителями администрации и договориться о сотрудничестве в реализации этого проекта. Люди хотели получить гарантии, что вложив деньги, они смогут дальше работать на Приморском пляже.
Распространяемая сейчас подконтрольными Андрею Ростенко СМИ версия, что мусор и запустение на городском пляже устраивала всех местных бизнесменов — ложь. Предприниматели говорят, что им просто не позволили навести на своем рабочем месте порядок.
А не позволили потому, что в недрах аппарата Ростенко созрел план, как установить свой контроль над Приморским пляжем и прибылью от него. Для этого в конце 2015 года было создано ООО «Ягуар». Судя по всему, фирма-однодневка для участия в сомнительных схемах. У нее единственный ОКВЭД — 46.31(торговля свежими и консервированными овощами и фруктами).
Предприниматели, проработавшие много лет на Приморском пляже, об этом не подозревали. Весной этого года они пришли на встречу с мэром города, тот пообещал им прийти на место и найти решение проблемы Приморского пляжа.
«Мы ждали его на следующий день, но он не удосужился встретиться с нами до сих пор», — жалуются на главу администрации сотрудники близлежащего кафе «Спорт».
«Вместо этого на пляж зачастили помощники Джазаева. Здесь произошло немало ссор, безобразных сцен, драк. Неугодных администрации бизнесменов буквально выбивали отсюда».
А в апреле 2016 года, администрация Ялты провела конкурс на лучший эскизный проект благоустройства Приморского пляжа. Его выиграла та самая фирма ООО «Ягуар». Чиновников не смутило то, что один из главных пляжей города будет приводить в порядок компания, имеющая право только на торговлю овощами-фруктами, и, вероятно, не обладающая допусками, технологиями и интеллектуальной базой для работы с таким сложным объектом, как пляж.
Скандал дошел до ФАС, та усмотрела грубые нарушения антимонопольного законодательства. За день до конкурса был изменен его регламент, о нем не были оповещены все возможные заинтересованные лица. ФАС вынесла предостережение главе администрации Ялты Андрею Ростенко, прокуратура сделала ряд серьезных замечаний главе МУП «Объединенная управляющая компания» Темерлану Джазаеву.
Но результаты конкурса отменять никто не рискнул. Люди Ростенко и Джазаева с новыми силами взялись за зачистку Приморского пляжа от неугодных предпринимателей.
«В наше кафе «Хоттабыч» приходили по 20-30 человек парней в спортивной форме, избивали мужа, сломали руку племяннику, — плачет вдова Александра Стрекалина Мила Селямиева. — Муж пошел на прием к главе администрации Ялты, а оттуда его вытолкали охранники. Писал открытые письма многим людям, говорил, что если не прекратят травлю нашей семьи, то сожжет себя, но его никто не хотел слушать. Мы стали как кость в горле у ростенко и Джазаева».
В Симферополе состоялось заседание комиссии под руководством вице-премьера Михаила Шеремета, которая приняла решение приостановить демонтаж до выяснения всех обстоятельств. В частности, почему капитальное кафе «Хоттабыч», имеющее техпаспорт, сносят как некапитальный объект? Почему о расторжении договора аренды земли Стрекалина и Селямиеву не уведомили за три месяца в присутствии нотариуса?
Владельцы «Хоттабыча» говорят о том, что при отсутствии претензий у сторон, контракт продляется автоматически. В администрации решили не обращать внимания на эту норму. За лето сотрудники МУП «Объединенная управляющая компания» на 80% демонтировали кафе «Хоттабыч».
«Особенно обидно то, что наше кафе сносят не для того, чтобы посадить деревья или поставить лавочки для туристов, а ради того, чтобы передать это место другим бизнесменам», — возмущена Мила Селямиева.
«Люди Джазаева прямо говорили предпринимателям — если хотите работать, 50% прибыли оставляете себе, 50% — нам. В 90-е годы такого не было!».
Администрация Ялты выразила свои соболезнования в связи с кончиной уважаемого человека. Руководитель МУП «Объединенная управляющая компания» Джазаев в очередной раз заявил, что его люди действовали в рамках закона и что, мол, его компания к смерти Стрекалина никакого отношения не имеет. У Ростенко строят свою линию на том, что договор аренды земли у владельцев «Хоттабыча» кончился в апреле 2016 года. О процедуре расторжения договора предпочитают не говорить.
Покойного очень уважают в Ялте и в Крыму, попрощаться с ним желало множество уважаемых и успешных людей, обычных ялтинцев, которым он в свое время много помогал.
Сначала администрация Ялты одобрила проведение панихиды в главном зале Ялты — «Юбилейном». А потом чиновники испугались, что похороны могут превратиться в политическую акцию, что люди спросят у администрации почему человек сжег себя. Буквально на ходу, администрация Ялты принимает решение перенести церемонию прощания из «Юбилейного» в центр социальной помощи, который расположен вдали от центра города.
Огромный резонанс вызвало видео интервью с женой Стрекалина, в котором он рассказала много неприятной для администрации Ялты правды о реальном положении дел в городе.
В отношении журналистов, распространивших видео в сети, началась откровенная травля со стороны подконтрольных Андрею Ростенко СМИ и руководства пресс-службы администрации Ялты.
По направленности материалов и содержанию комментариев, которые десятками и сотнями появлялись в интернете после смерти Стрекалина, все смогли понять — кто получает финансовую помощь от команды Ростенко, а кто пытается объективно разобраться в ситуации.
Появилось несколько десятков заказных статей — о том, что у Стрекалина легкие ожоги и неадекватные поступки (это было до его смерти), что семья Стрекалина развела антисанитарию, что они были плохими управленцами, плохими людьми.
Особое возмущение вызвала попытка некоторых СМИ объяснить людям, что, дескать, жена и ее родственники манипулировали погибшим и заставили его совершить самосожжение в своих интересах.
«Для меня это тяжелейший шок. Я себя до сих пор очень плохо чувствую, — всхлипывает Мила Селямиева. — Осиротели дети, внуки и правнуки. Но как только приду в себя, обязательно подам в суд на первых лиц администрации Ялты за то, что они довели моего мужа до самоубийства».
По словам брата жены погибшего, Мустафы Селямиева, Стрекалин занимался с женой этим кафе только для того, чтобы оплатить учебу детям и внукам, чтобы большой семье было что одеть и чем позавтракать.
Как ни цинично это прозвучит, смерть Стрекалина — шанс для Ялты разобраться в самых острых проблемах города. Дать в правовом поле оценку действиям администрации Ялты и добиться объективного расследования этой резонансной истории со стороны правоохранителей и спецслужб.
«Исходя из изученных документов, комиссия делает предварительный вывод, что должностные лица администрации Ялты, МУП "Объединенная управляющая компания" и ООО "Ягуар", осознавая, что правовым путем данный спор решить невозможно, приняли решение использовать свои властные полномочия вопреки интересам муниципальной службы, — говорит Алексей Яковенко, председатель рабочей группы ялтинского горсовета. — Результаты проверки мы отправим в Генеральную прокуратуру, СК и ФСБ».