В 2016 году ресурсоснабжающие организации Севастополя приступили к активному взысканию долгов потребителей, накопленных в украинские времена. Один из исков в апреле подал горгаз. Согласно заявлению, ответчица — некая Мария Васильевна Петрик, жительница села Терновка — не платила по счетам с мая 2006 по май 2008 года и задолжала поставщику 6 тыс. 308 гривен или 18 тыс. 925 рублей по тогдашнему курсу.
Мировой судья из Балаклавы Ирина Чугаева отправила Марии Петрик повестку, но та вернулась с пометкой о смерти адресата. Суд запросил ЗАГС подтвердить факт смерти ответчицы, но в архивах записи о смерти Петрик не нашли.
Судья запросила у ФМС персональные данные ответчика Петрик Марии Васильевны, проживающей по адресу село Терновка, ул...». Никаких персональных данных, кроме предположительного адреса проживания, в запросе указано не было.
В ответ пришла адресная справка: Петрик Мария Васильевна, 1926 года рождения, уроженка Одесской области, зарегистрирована в Ялте, в пос. Краснокаменка с 1997 года. Ей был выдан паспорт РФ с номером таким-то.
«Мария Петрик — мая мать, — рассказала «Примечаниям» Светлана Цаплина. — Она никогда не бывала в Севастополе, в селе Терновка. Всю жизнь мама прожила в Одесской области, а на старости лет мы забрали ее к себе в Ялту, в поселок Краснокаменку».
Однако мировой судья, не удосужившись узнать, та ли это Мария Васильевна или просто полная тезка, передает дело председателю ялтинского городского суда Николаю Ганычу — по подсудности. В июне 2016 года его приняла к производству судья Оксана Кулешова.
Дело рассматривалось в отсутствие истца и ответчика. Истец ПАО «Севастопольгаз» сам отказался приезжать на заседания в Ялту. В протоколе судебного заседания значится, что ответчик был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, но в суд не явился. Светлана Цаплина в свою очередь уверяет, что ее мать в суд никто не вызывал.
В июле 2016 года суд принимает заочное решение: взыскать с должницы почти 19 тысяч долга и 757 рублей судебных расходов. В октябре оно вступило в силу, а в апреле 2017 дело передали судебным приставам.
«Когда я получила извещение о долге, очень удивилась, — говорит Светлана Цаплина. — Ведь газа в моем доме никогда не было. Я бы рада была за него заплатить, если бы он был...»
Светлана не знает, как обжаловать решение. Она пыталась обращаться с жалобой в суд, но ее не приняли, так как она составлена от имени третьего лица. Сама Мария Петрик ничего доказать уже не сможет: в январе этого года женщина скончалась.
Пока судебные приставы Светлану Цаплину не беспокоят. Но женщина считает, что лучшим вариантом для нее был бы пересмотр решения. «Я не знаю, придется ли мне платить по этим долгам, — сетует она. — По идее исполнительное производство должны закрыть по смерти ответчика.
Это вообще не моя мать, совершенно посторонняя женщина. Почему я должна платить за нее только потому, что судья не удосужилась сопоставить факты?»
Случай Светланы Цаплиной — не единичный. Случаи, когда судебные приставы взыскивают долги с полных тезок ответчиков, в России нередки.