В минувший вторник директор компании «Интерстрой» Евгений Кабанов обвинил правительство Дмитрия Овсянникова в «убийстве» строительной отрасли Севастополя. Он объясняет это, прежде всего, тем, что до сих пор не переоформлены украинские правоустанавливающие документы на землю в российском реестре. «Это первое, с чем сталкиваются добропорядочные застройщики», — рассказал Кабанов «Крыминформу» — рупору Совмина Крыма Сергея Аксенова.
Это СМИ особенно чутко отслеживает все недоработки подчиненных Овсянникова, обычно перемежая критику положения дел в Севастополе с позитивными отчетами о работе крымских властей. Очевидную для себя разницу в отношении к «Интерстрою» в двух соседних субъектах отмечает и Кабанов.
В своем интервью он пожаловался на то, что Севастополь полностью перешел на российский документооборот в строительной отрасли, тогда как Крым решил поддержать застройщиков продленным для них переходным периодом до 2019 года.
По словам Кабанова, севастопольский «формальный подход усугубляет ситуацию».
Плоды неформального подхода, практиковавшегося в Севастополе все 25 постсоветских лет, в том числе при Сергее Меняйло, видны по всему городу. Благодаря этому в 2015 году кабановский «Интерстрой» смог выстроить под видом трехэтажного дома на площади Ластовой восьмиэтажную высотку, которая с моря закрыла Малахов курган, а также представить проект комплекса из многокваритрных апартаментов под видом грязелечебницы на Солдатском пляже.
Смену власти в городе негативно воспринял и экс-министр обороны Украины Павел Лебедев. Раньше на пару с Кабановым они без проблем получали подписи Меняйло под так называемыми инвестиционными контрактами на застройку выбранных ими территорий по украинским документам.
Тайну этих соглашений бывший градоначальник увез с собой в Сибирь, а личные обязательства Меняйло перед его друзьями Овсянников выполнять не спешит.
Поэтому директор лебедевской группы строительных компаний «Парангон» Юлия Смирнова направила жалобу на новое несговорчивое правительство Севастополя в полпредство Южного федерального округа. Смирнова заявила о «правовом беспределе со стороны представителей исполнительной власти», ведущем к «падению инвестиционного климата» в городе. Оказалось, что подчиненные Овсянникова не хотят вводить в эксплуатацию один из построенных структурами «Парангона» домов.Возможно, гнев полпредства пытались вызывать для того, чтобы открыть дорогу к узакониванию других спорных объектов Лебедева. Бывший министр обороны Украины никак не может оформить построенные без документов многоквартирники в районе хоры Херсонеса (бухта Казачья), получить документы на комплекс апартаментов под видом «пансионата» в бухте Ласпи, готовя там фундамент для еще двух запрещенных высоток.
Но Лебедеву с легкой руки Меняйло доставались гектары севастопольской земли не только под под застройку.
В 2015 году он получил контроль над акционерным обществом «Артвин», принадлежавшим при Украине семье Януковича. После этого подчиненные г-на Меняйло передали новым владельцам «Артвина» 1 400 га земли в районе аэропорта Бельбек, ранее числившиеся за севастопольским ГУП «Садовод». «Артвину» вместе с землей достались все сады и виноградники «Садовода». В итоге ГУП лишили плодоносящего участка, навязав долг в 12 миллионов рублей в пользу компании Лебедева.
Новый градоначальник Севастополя Дмитрий Овсянников заявил о намерении вернуть городу 1400 га в районе Бельбека. Причина — «Артвин» отказался от выполнения мирового соглашения, по которому получил землю «Садовода», и начал банкротить госпредприятие через суд. А ГУП, в свою очередь, решил расторгнуть мировое.В ответ г-н Лебедев через «Артвин» инициировал прокурорские проверки в департаменте сельского хозяйства правительства Овсянникова, а позже обратился с письмом к президенту Путин с жалобами на действия новой власти.
Как и Кабанов, он обвиняет команду Овсянникова в нежелании автоматически переводить украинские земельные акты в российское правовое поле. Он просит Путина продлить сроки переоформления земельных участков до 2019 года — как в соседнем Крыму. О подобной практике в Крыму положительно отзывается и Евгений Кабанов.
Письмами в Кремль и информационными сообщениями украинские застройщики пытаются вынудить Овсянникова пойти на неформальный контакт с ними. Но врио губернатора этого сделать пока не может: близость с Кабановым и Лебедевым может поссорить его с заксобранием.
Ведь основной претензией парламентской команды Чалого к Сергею Меняйло было то, что экс-министр обороны Украины и руководитель «Интерстроя» вместе с правительством Севастополя нарушали российские законы: застраивали город в обход конкурсов и нормативов.
Этот конфликт уже стоил Меняйло должности, а у Овсянникова через год выборы. Поэтому его правительство пока отправляет компании Лебедева и Кабанова в суды. Но ждать выборов и решений арбитражей «Парангон» и «Интерстрой» не хотят. Возможно, потому, что при Меняйло они набрали финансовых обязательств под гарантии экс-губернатора, и эти обязательства надо выполнять.