С августа месяца в департаменте сельского хозяйства прошло несколько проверок прокуратуры. В правительстве Севастополя посчитали — основная часть контрольных мероприятий проходит по наводке акционерного общества «Артвин» экс-министра обороны Украины Павла Лебедева. В ДСХ привыкли к конкретике в замечаниях ведомства. Но в случае с «Артвином», требующим вмешательства прокуратуры все чаще и чаще, проверки практически ничем не обоснованы. Если нарушений не выявлено, компания Лебедева просит прокуроров провести повторную инспекцию.
Все это происходит на фоне конфликта «Артвина» с государственным предприятием «Садовод». ГУП не может добиться от окружения Лебедева выполнения мирового соглашения, заключенного между ними в 2015 году. Суть договоренностей, оформленных правительством Меняйло, заключалась в том, что «Артвину» вместе с 1400 га земли достались все сады и виноградники, которые были у госпредприятия. В итоге «Садовод» лишили плодоносящего участка, навязав долг в 12 миллионов рублей в пользу компании Лебедева. ГУП мог рассчитаться, если бы акционерное общество поставляло ему урожай на переработку и платило за арендованное имущество.
Но в «Артвине» не стали выполнять свой пункт соглашения и оставили «Садовод» без заработка. Таким способом компания Лебедева начала банкротить неудобного соседа, писать на него в прокуратуру и таскать по судам, требуя погасить многомиллионный долг.
Этот скандал разгорелся после того, как в Севастополе поменялась исполнительная власть. Врио губернатора Дмитрий Овсянников заявил о намерении вернуть городу 1400 га в Верхнесадовом. Руководитель департамента сельского хозяйства Дмитрий Чумаков уточнил, что оснований для этого достаточно. Ему и поручили бороться за земельный участок. Иначе говоря, отправили на войну с экс-министром обороны Украины. Было принято решение обратиться в суд с иском о расторжении мирового соглашения.
Но силы оказались неравны: в споры «Артвина» и «Садовода» вмешалась прокуратура Севастополя. Руководство ГУП пригласили на допрос, а в департаменте сельского хозяйства начались проверки. Только в октябре этого года в ДСХ города поступило шесть требований надзорного органа предоставить информацию о субсидиях сельхозпроизводителям и обороте сельскохозяйственных земель.
На кону — 1400 га, которые «Артвин» еще не успел зарегистрировать в Севреестре и бюджетные деньги на развитие пока неоформленной территории. Через прокуратуру Лебедев пытается заставить правительство Овсянникова закончить все судебные процессы, мешающие ему стать полноправным пользователем участка, и выделить субсидии из городской казны. В проволочках обвиняется директор ДСХ Дмитрий Чумаков. Тот, в свою очередь, уверен, что у частного акционерного общества «недокомплект документов для получения гарантированных государством компенсаций».
Вопросы к руководителю ДСХ и госпредприятию неожиданно возникли у главы комитета заксобрания по экономике Татьяны Лобач. В случае устранения Чумакова, пост руководителя департамента мог занять зам — Максим Качур. «Примечания» уже писали о том, что его отец работает в «Артвине». Но недавно поста лишился сам Качур. У него мог возникнуть конфликт интересов из-за родственной связи с компанией Лебедева, атакующей подведомственный ему ГУП.
Испытывая давление со стороны контрольных органов и руководства «Артвина», сотрудники «Садовода» отправили жалобу в администрацию президента России.
Кремль попросил разобраться прокуратуру Севастополя, но там не стали проводить расследование, как в случаях с обращениями оппонентов ГУПа. Письмо сначала направили в прокуратуру Нахимовского района, а оттуда — в правительство Севастополя. Оно оказалось на столе Чумакова. Круг замкнулся.
Очевидно, что прокуратура должна одинаково реагировать на жалобы обеих сторон хозяйственного спора. Тогда проверки проходили бы не только в «Садоводе» и ДСХ, но и в «Артвине». Но этого не происходит. Прокурор Игорь Шевченко — бывший партнер (покинул состав после скандала в СМИ в 2015 году. — Прим.) Павла Лебедева по благотворительному фонду «Корсунь» — продолжает направлять подчиненных в департамент сельского хозяйства.