Левиафан в Ялте снова пожирает торговцев

Власти Ялты перед летним сезоном на треть сократили количество ларьков. Даже стоявшие десятки лет киоски приказано снести. При этом никто не может толком сказать, ради чего. Внешний вид? Ассортимент? Цена и качество? Или просто чтобы выбить из торговцев еще немного денег?
Екатерина Резникова , Катерина Резникова
13.04.2019

В Ялте опубликовали новую схему размещения ларьков. Она будет действовать 7 лет, говорят чиновники. Верится с трудом: старую утверждали на такой же срок, но продержалась она всего 4 года – с 2015 по 2019. Да и в нее не раз вносили изменения.

При Украине ларьки в Ялте «обилечивали» депутаты. Но в России только одна власть - исполнительная. Поэтому новую схему разрабатывала администрация мэра Алексея Челпанова. Схема прошла все согласования, в том числе в прокуратуре, а депутаты 4 апреля ее просто поддержали.

Как и было обещано, количество ларьков на улицах Ялты было сокращено примерно на треть – с 1185 зарегистрированных ранее до 861 внесенных в схему. Причем, как уже намекал Челпанов в ноябре 2018 года, это сокращение – лишь первый этап.

Фото: ugyalta.com

Кроме того, чиновники задавались целью очистить от ларьков места массового скопления людей – бульвары, зеленые зоны, набережные. Частично это удалось, свидетельствуют ялтинские предприниматели: наиболее проходные, а значит и прибыльные, точки на ул. Московская, Киевская, Рузвельта, в сквере «Юбилейный» со схемы исчезли. Говорят, их убрали из-за грядущей реконструкции центра, на которую из федерального и республиканского бюджетов Ялте обещают вот-вот выделить 650 млн рублей.

Взамен, говорят торговцы, им дали совершенно непроходные локации, например, в том же Приморском парке, где турист почти не гуляет. Там была одна точка, еле-еле сводившая концы с концами, а теперь их три. И как они будут окупаться, неизвестно.

Получается, что формально количество точек в той же центральной части Ялты не сильно-то и уменьшилось: было 39, стало 30, но 7 из них «нерабочие», сетуют предприниматели. В поселках дела обстоят по-разному. В Гурзуфе, говорят, сократили две трети мест.

Несвоевременный конкурс с непонятными критериями

70% мест на муниципальной земле будут разыгрываться по конкурсу. Порядок его проведения был также утвержден депутатами 4 апреля. Опубликовать информацию об условиях и дате проведения чиновники обещают уже на этой неделе. Но уже понятно, что состоится он не раньше второй половины мая, ведь новая схема НТО должна быть доступна для обозрения всем желающим в течение 30 рабочих дней, чтобы люди могли принять решение об участии.

Блошиный рынок в Ялте, фото: yaltapuls.ru

Предприниматели недоумевают, почему власти так затянули с принятием схемы. Ведь предыдущая действовала до 31 декабря 2018, и утвердить новую они могли бы еще в январе. Тогда конкурсные процедуры можно было завершить до начала сезона. А теперь первая волна туристов, приезжающая в Ялту на майские праздники, останется неощипанной.

Кроме того, согласно предписаниям администрации, свои старые ларьки бизнесмены должны были снести еще на прошлой неделе. «У нас была действующая схема до 1 января 2019 года, - рассказала «Примечаниям» владелица торговой точки в центре Ялты. – Потом ее продлили до 31 марта. По документам до 5 апреля свои ларьки мы должны демонтировать. Но, к примеру, мое место в схеме есть, оно будет выставлено на конкурс. Возможно, я же его и выиграю. Получается, потом мне придется устанавливать свой объект снова? Где логика?»

Критерии определения победителей конкурса тоже не совсем понятны: «архитектурный», «инвестиционный», «ассортиментный». Что это значит?

Фото: alexio-marziano.livejournal.com

Непонятно, как власти будут оценивать «архитектурный» параметр, рассуждает предприниматель Андрей Кубрак. «Если оформление прилегающей территории определено правилами благоустройства, то каким образом один предприниматель в одном и том же месте может сделать ТАК, а другой ЭТАК?», - задается он вопросом у себя в facebook. 

Или «инвестиционный»: как можно определить, эффективно ли предприниматель будет использовать НТО, когда объект даже не установлен? И по каким критериям будет оцениваться эта эффективность?

Или «ассортиментный»: по задумке создателей, кто предложит более разнообразный ассортимент, тот и выиграл. Но как проверить, совпадут ли намерения с их реализацией? А если какой-то товар не пойдет? Или наоборот, что-то окажется в большем ходу. И можно ли заявлять все и сразу, торговать на одной точке трусами и фруктами?

Оценить объективно эти критерии вряд ли вообще удастся, сетуют торговцы. Как и на любых подобных конкурсах, шанс выиграть будет не у того, кто предложит лучшее качество и цену, а у того, кто громче о себе пропоет.

Кстати, об архитектурном облике. Говорят, вид ялтинских ларьков снова попытаются привести к единому стилю, правда, уже не в этом сезоне – вопрос отложен до осени.

Фото: gazetacrimea.ru

«Четыре года назад администрация Ялты уже навязывала нам единый дизайн, - поделилась с «Примечаниями» владелица торговых точек в центре Ялты. – Я тогда потратила около 300 тысяч рублей на свой объект, который заказывала, кстати, в единственной утвержденной администрацией фирме.

А теперь нам объявили, что эти ларьки не подходят, будут другие – и опять нам придется платить». 

На набережной Ялты есть несколько ларьков в восточном стиле. Чтобы их построить, в середине 2000-х люди вложили огромные тем меркам суммы – по 10 тысяч долларов. Взамен власти продляли их владельцам аренду на приоритетных условиях. Теперь же, говорят в Ялте, их выставят на конкурс. И кому достанутся эти, ставшие уже своеобразной изюминкой главного южнобережного променада, малые архитектурные формы, неизвестно. Хорошо, если старым хозяевам.

Без конкурса, но по конкурсу

Оставшиеся 30% мест на муниципальной земле выделены под распределение на так называемой «бесконкурсной» основе. Льготой на установку НТО, как предписывает 402 постановление Совмина Крыма от 23.08.2016, смогут воспользоваться крымские производители – мороженого, кваса, выпечки, колбас, печатной продукции и т.д. Всего таких ларьков на землях Ялты будет 57.

В среде торговцев тут же прошли слухи: эти места распределили под «своих».

В частности, говорили, что 7 самых «жирных» точек по продаже мороженного на набережной отдадут «крымскому производителю» - бывшему советнику экс-мэра Ялты Андрея Ростенко, главе общественной организации «Фрирайт» Анри Канунову. В последние два месяца подготовки схемы его якобы регулярно видели у кабинета Челпанова, на обсуждении НТО с депутатами.

Участие Канунова в бесконкурсной схеме подтвердил сам Роман Деркач, говорят предприниматели. Мама Канунова, Ирина, тоже получила преференции: единственный ларек по реализации экскурсионных билетов на набережной Ялты, попавший в схему без конкурса, связывают именно с ней.

Фото: wikimapia.com

Однако сам Анри Канунов эти слухи «Примечаниям» опроверг. Он подтвердил, что у его матери Ирины Кануновой есть предприятие по производству питьевой воды, но оно торгует продукцией оптом, и в НТО на территории Ялты не нуждается. Что касается точки по продаже экскурсий, Ирина Канунова действительно работала в ларьке у одного из ялтинских предпринимателей, который, в свою очередь, арендовал под ним землю до 2019 года. «Насколько мне известно, договор аренды у него должен был закончиться, а значит, его точка тоже будет выставлена на конкурс», - заключил Канунов.

Депутат Алексей Яковенко назвал слухи о протекции в адрес Канунова необоснованными. Он пояснил, что на точки, предоставляемые на бесконкурсной основе, могут претендовать любые крымские производители – и пока никаких предварительных договоренностей по ним нет.

Если на локацию заявится один претендент, подходящий под звание «крымского производителя», то точку размещения НТО отдадут ему, поясняет Яковенко. Если несколько – между ними тоже будет своеобразный конкурс.

«Будем выбирать по инвестиционным составляющим и техническим показателям: что производят, какие мощности, количество сотрудников, - говорит депутат. – На обычную точку мы определяем начальную цену, и предприниматели торгуются. В бесконкурсной основе цены нет, они сами могут выходить с предложениями – кто больше готов вложить, какие выгоды предложить городу. Город все это будет оценивать и решать, кому отдать объект».

«Дам миллион, лишь бы бизнес не отобрали»

Предприниматели в замешательстве: сносить старые ларьки или ждать, когда удастся их «выкупить» снова? Вроде бы предписание на снос есть, и какие-то компенсации затрат власти обещали - но пока все только на словах.

На каких условиях можно будет взять точки в аренду на следующие 7 лет, никто внятно сказать не может. Начальные цены еще не определены, говорят бизнесмены.

«Примечаниям» удалось выяснить, что за прибыльные точки на набережной и в центре Ялты люди платили по 100-200 тысяч в год. На менее проходных локациях, работающих только в сезон – по 25 тысяч.

Фото: ялтаинформ.рф

Бизнесмены надеются, что власти не будут сильно задирать минимальные конкурсные цены, а оставят их на прежнем уровне, чтобы был задел на повышение ради выигрыша. И многие, похоже, готовы неплохо поторговаться.

«Я разговаривала с нашими «ветеранами», бабушками, торгующими на набережной чуть ли не 30 лет, - говорит одна из ялтинских предпринимательниц.

– Им уже далеко за 80, пенсии неплохие. Так вот они говорят, что готовы дать миллион, лишь бы у них ларек не отобрали.

Им не важно, как это бизнес будет окупаться, лишь бы он сохранился. А у нас, молодых, таких денег нет».

«Ваши права носят рекомендательный характер»

Скудная информация по новой схеме размещения НТО, которую «Примечаниям» удалось выудить из общения с ялтинскими предпринимателями и общественниками, больше напоминает сводки агентства «ОБС» - «Одна бабка сказала». Официальная информация от властей деталями тоже не радует. Пресс-релизов по поводу за последние полгода вышло много, но все они носят радужно-завиральный характер:

будет хорошо, просторно, в едином стиле, и не так много, как сейчас. Но на каких условиях и для кого, а главное, какие выгоды это принесет покупателям и гарантии бизнесменам – об этом ни слова.

Ясно, что нехватка информации дезориентирует предпринимателей. Они готовы протестовать, но и сами не совсем понимают – против чего.

Со стихийной уличной торговлей в Ялте тоже пытаются воевать, но как-то не слишком усердно, фото: crimeapress.info

Для предпринимателей главный вопрос: сносить до конкурса или не сносить? И как сделать так, чтобы налаженный десятилетиями бизнес не скупили заезжие дельцы с материка?

Торговцы дают понять ялтинским властям, что пересмотр действующей схемы НТО с резким ее сокращением – это прямое нарушение федерального законодательства. Согласно, 131-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», утверждение схемы нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство и реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (ст.10, пп. 6).

Однако по мнению начальника Управления потребительского рынка и услуг Администрации города Ялта Елены Мордовец, этот закон «носит рекомендательный характер».

В целом происходящее с ларьками в Ялте настолько типично, что даже не интересно. Тренд на сокращение НТО идет к нам с материка, из самой Москвы, и везде по стране этот процесс идет без особых церемоний. Сносят, переставляют, приводят к единому стилю, разыгрывают по конкурсу – но ради чего? Что вообще первично в этом вопросе: «европейский» внешний вид, ассортимент и качество или низкие цены?

Пока консенсуса нет, со стороны кажется, что все ужимки и прыжки чиновников нацелены лишь на одно – удержание мелкого предпринимателя в тонусе. Ведь единственная возможность заставить человека платить все больше и без оглядки – сделать так, чтобы он боялся за свое будущее.