«Примечания» уже писали о проблеме водоснабжения в селе Лучистое. Жители, у которых не установлены приборы учета, здесь около года получают от ГУП «Вода Крыма» квитанции за воду по несколько тысяч рублей в месяц, притом, что самой воды они почти не видят: подают ее в село по 1,5 — 2 часа в день. Многие не платят — не только потому, что не расходуют столько воды и считают тарифы необоснованными, но и потому, что у них просто нет таких денег: люди в селе живут бедно. В результате у некоторых накопились долги по 15 000 рублей. И появились они у тех, кто не установил в доме приборы учета воды.
«Раньше, когда у нас был договор с другой компанией, суммы были в разы меньше, — напоминает Ольга, жительница села. — Как передали наше село "Воде Крыма", так стали приходить квитанции на несколько тысяч в месяц. Причем постоянно идет повышение небольшое, на 7–8 рублей».
До того, как село «передали» другому предприятию, счета не вызывали шок. На одного человека насчитывали меньший объем воды, поливная сотка также рассчитывалась иначе. Но с начала 2016 года ситуация изменилась. Тарифы остались прежними, однако объем воды по квитанции на каждого человека без счетчика возрос.
Ольга говорит, что после первой публикации «Примечаний» на эту тему у нее начались проблемы. Председатель поселения, Николай Коваленко (часть жителей села считает его причастным к наступлению «новой водной эры» — прим. ред.), по словам нашей собеседницы, распространяет о ней дурные слухи. «Ничего, мы это переживем», — говорит Ольга. Главное, чтобы в селе была вода, и по адекватным тарифам.Но они таковыми становятся, как только люди ставят приборы учета воды. А установить их за свой счет в селе могут далеко не все, говорит Николай Коваленко. По его словам, только пломбировка водомера стоит до 1000 рублей, сам прибор тоже недешев. Вот такая получается «лучистая» справедливость: чем ты беднее, тем больше платишь за воду.
«У нас в августе 2016 года была встреча с замом руководителя "Воды Крыма", — рассказывает председатель. — Пришло немного людей, чтобы не было лишнего переливания из пустого в порожнее. И мы пришли к компромиссу: „Вода Крыма“ устанавливает водомеры за свой счет, а долги будут пересматриваться, частично реструктуризироваться. Но слова у нас как обычно расходятся с делом. И снова начались иски о взыскании задолженности».
Эта проблема в Лучистом существует несколько десятков лет, говорит Коваленко. Село растет, потребление воды тоже, у людей появилось больше бытовой техники, например, стиральные машины.
Но как связаны гигантские индивидуальные счета с ростом общего числа потребителей? И если причина в стиральных машинах (которые, наоборот, экономят воду — прим. ред.), то почему тогда у жителей соседней Алушты, где бытовой техники на душу населения уж точно больше, счета за воду не достигают таких астрономических цифр?
Обращайтесь в алуштинский филиал ГУП РК «Вода Крыма», разводит руками председатель. Люди там работают понимающие, можно даже сказать, щедрые: в качестве варианта решения проблемы, ГУП предложил жителям Лучистого бесплатно поставить счетчики на воду.
Приборы учета действительно устанавливали. По словам директора алуштинского филиала «Воды Крыма» Сергея Костенича, в конце лета жителям Лучистого предложили этот вариант, чтобы они могли платить по факту потребления воды.
«Тарифы это не к нам, их устанавливает Госкомцен, — пояснил „Примечаниям“ Костенич. — А мы пошли навстречу селу: водомеры предоставляем бесплатно, работы по их установке бесплатные. В Лучистом установлено более 140 приборов учета: люди могут платить только за то количество воды, которое поступило на их участки», — утверждает глава предприятия.
Но Елена, жительница Лучистого, говорит об обратном. По ее словам, в селе было установлено всего около 50 приборов. Когда она обратилась с просьбой поставить устройство и у нее в доме, ей сотрудники ГУП РК «Вода Крыма» ответили, что она должна купить его за свои деньги, установить за свои деньги, а коммунальщики только пломбу бесплатно поставят.
По словам Елены, сейчас несколько жителей села оспаривают счета за воду в суде. Для этого они сдали по 1000 рублей главе Лучистого, которые он потом передал адвокату. Интересы граждан, по словам Николая Коваленко, защищает хороший адвокат.
В ГУП «Вода Крыма» на адвоката уже успели обидеться. «Этот юрист употребляет формулировки „кабальные договора“ и „граждан обворовывают“, поливая грязью государство в нашем лице, — возмущается Костенич. — А мы, между прочим, госпредприятие, эти деньги не в карман идут, они идут на улучшение качества услуг».
Как улучшается качество услуг в Лучистом — загадка для местных жителей. Многие водоводы давно изношены, что приводит к утечкам. Счета на несколько тысяч рублей людям начали приходить в первые месяцы 2016 года — с момента, когда село передали в ГУП РК «Вода Крыма». Астрономические суммы можно объяснить тем, что таким образом предприятие пытается компенсировать свои расходы на утечки. Чинить водоводы — занятие дорогое, да и хлопотное. Проще «раскидывать» сумму потерь по конечным потребителям, у которых пока нет приборов учета.
Для украинской отсутствие водомеров было нормой, но в России все давно иначе. Установка прибора учета воды — гарантия того, что переплачивать не придется. И чем скорее жители села Лучистое найдут на это средства, тем быстрее им перестанут приходить счета по 2000–3000 рублей в месяц. Тем более, что установить счетчик сегодня можно примерно за те же 2500–3500 рублей.
Это важно еще и потому, что, по информации работников ГУП РК «Вода Крыма», замена водоводов возможна только при реализации ФЦП — то есть, в лучшем случае, через 2–3 года.