Крымский полуостров, который был захвачен Россией, не будет возвращен Украине «при нашей жизни», считает президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Однако, отметил Лукашенко, он никогда не назовет РФ агрессором и захватчиком: «во-первых, если я так скажу, мы потеряем свою роль друзей, братьев, а во-вторых, вы, россияне и украинцы, для нас родные». Белорусский лидер подчеркнул, что «Крым могло сдать только руководство» Украины.
На момент воссоединения Крыма с Россией на Украине «не было ни власти, ни желания защищать «свой» кусок земли», отметил Александр Лукашенко в интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону. По словам Лукашенко, он знал детали происходившего возвращения полуострова в состав России — «не все там было «по великому», как вы сегодня представляете: ах, спланировали, захватили и прочее».
«Вы просто безалаберно, бестолково относились к территории, к Крыму. Крым — жемчужина, а вы не воевали», — обратил внимание президент Белоруссии.
По его мнению, вся ответственность за случившееся со стороны Украины лежит на ее руководстве — «ты, руководитель страны, знал, что происходит вокруг, а это происходило не первый день; ты должен был привести Вооруженные силы по всей стране в степень повышенной боевой готовности». Открывать огонь по людям, «которые пришли захватить твою территорию», — последнее дело, но даже до стрельбы ничего не было сделано украинскими властями, сказал Александр Лукашенко.
«Он (глава Украины, которым на тот момент был Александр Турчинов — прим.) должен был их задерживать — в ручную, в рукопашную, с лопатами, с ножами, с палками, — пояснил Лукашенко, как нужно было было вести себя Турчинову. — Но когда невозможно, тогда бери оружие и стреляй. Ты свою страну должен защитить и обеспечить. Ты — руководитель страны, ты за нее отвечаешь».
«Если бы вы заняли тогда жесткую позицию, никакой стрельбы бы не было, — продолжил Лукашенко. — Во-первых, чтобы стрелять в русских, надо, чтобы они в тебя начали стрелять — никогда бы русские в Крыму не начали стрелять. Но они — как вы их называли, «зеленые человечки», их Путин потом признал — они высадились и пошли, они пошли к перешейку через Симферополь и прочее под ваши аплодисменты. Они окружили там несколько ваших баз, а вы даже не повылазили из этих баз — вы как сидели там и спали, так и спали. Разве так защищают «свою землю»?».
Белорусский лидер добавил, что он, как Турчинов в феврале-марте 2014 года, себя бы так не повел — «если бы у меня даже клочок земли попробовали... Там бы легли уже тысячи человек», он бы воевал.
«Это же твоя земля. Это твои люди. Как ты можешь не воевать?», — сказал президент Республики Беларусь.