«Вчера обезглавили одно научное учреждение. Спасибо нашим коллегам из МВД, Следственного комитета, прокуратуры — вчера задержан с поличным на взятке господин Авидзба, академик вновь испеченного института «Магарач», 40 тысяч долларов за использование очистных сооружений хотел получить», — цитирует главу Совмина Крыма правительственный Крыминформ (грамматика сохранена).
По словам Аксенова, в свое время руководители ряда научных организаций в Крыму решили стать подведомственными Федеральному агентству научных организаций, чтобы вести незаконную деятельность подальше от центра принятия решений по ним.
«Эти академики хотели сбежать подальше от Республики Крым, все написали заявления, что хотят в ФАНО — думают, что в Москву будут возить деньги, соответственно, от Крыма подальше, чтобы здесь не решать вопросы, все дружно попытались вырваться.
Но я уверен, что цели, которые они преследовали, говорят сами за себя: продажа земли, сдача в аренду, незаконная застройка этих земель — вот то, чем занимался конкретный директор (Авидзба)», — уверен Аксенов.
Глава правительства республики отметил, что коллективы научных учреждений работают добросовестно, в отличие от нерадивых руководителей. «Коллективам могу сказать, что предприятие хорошее — это касается Никитского ботанического сада, сельхозакадемии. Коллективы хорошие, специалисты нормальные работают, но, к сожалению, руководители попались неудачные – баламутили воду, всех взбаламутили, а целью было одно — получение личной выгоды», — констатировал он.
Институт виноградарства и виноделия «Магарач» уже не в первый раз вступает в открытую схватку с властями. Серьезные проблемы с имуществом у института, входившего при Украине в состав Украинской академии аграрных наук, начались в 2012 году. Оказалось, что территория института в поселке Отрадное в Ялте соседствует с загородным домом семьи президента Украины Виктора Януковича.
Янукович потребовал, чтобы Анатолий Авидзба, занимавший тогда пост директора института, лично отписал ему землю и имущество института. Авидзба отказался, и с должности его сняли.
Взамен назначили марионеточных руководителей, которые поспособствовали уничтожению базы «Магарача» в Отрадном.
Высший административный суд Украины отменил госакт института на землю, опытная база учреждения была ликвидирована, оборудование демонтировано и вывезено. Коллекция вин «Магарача», созданная за долгие годы в научных целях, тоже оказалась по соседству с дачей Януковичей. Ее также в срочном порядке вывезли из исторического подвала, организованного в естественном гроте в скале, в подвалы хозяйства «Ливадия». С тех пор о ее состоянии в публичных источниках информации нет.
Следующий удар по «Магарачу» нанесли власти Крыма уже после присоединения к России.
Сначала на основе национального учреждения было создано государственное бюджетное учреждение, а опытную базу института в селе Вилино Бахчисарайского района, где находится основная масса виноградников аграрной компании «Магарач», национализировали.
В конце 2016 года «Магарач» перешел в федеральную собственность. Постановлением правительства РФ учреждению дали название «Всероссийский национальный научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия «Магарач» Российской Академии Наук». 8 ноября было подписано постановление крымского правительства, согласно которому институту должны были вернуть все, что ему когда-то принадлежало.
Однако местные чиновники не спешили передавать федеральному учреждению опытную базу в Вилино. Вместо этого ее решили ликвидировать.
Как сообщал в феврале 2017 года «Новый день», ликвидационная комиссия, занимающаяся имуществом аграрной компании «Магарач», должна была завершить работу к 1 августа 2017 года.
Директор института Авидзба попытался обратиться за защитой в Москву, в Федеральное агентство научных организаций — структуру, которая с 2013 года занимается управлением имуществом РАН. Но решить земельный вопрос сверху, по-видимому, не успели: Авидзбу поймали на взятке, а премьер Крыма Аксенов публично обвинил его в желании «возить деньги от Крыма подальше».
К сожалению, в нашей стране наука уже давно никого не интересует. Во многих областях исследования сворачиваются, а научные отделы и даже целые институты — закрываются. Площади простаивают, земли — не застроены.
Имущество научных учреждений становится по-настоящему лакомым активом. Это понимают и в Москве, и на региональном уровне.
К примеру, в Москве, где каждый квадратный метр на вес золота, уже несколько лет обсуждают бизнес-проекты по строительству офисных и торговых центов на землях научно-исследовательских институтов. Под них в 2016 году даже были разработаны специальные правила застройки и землепользования. Однако воплотить проекты в жизнь помешал мораторий на распоряжение имуществом РАН, введенный Путиным в 2014 году. В дальнейшем этот запрет неоднократно продлевался.
Работники научных учреждений прекрасно понимают, сколь ценными активами они обладают. Поэтому в 2013 году создание ФАНО вызвало волну протестов в научном сообществе: люди думали, что агентство создается лишь для того, чтобы выгоднее продать имущество институтов или распределить его среди своих.
Однако, пока мораторий президента действовал, ФАНО проявило себя собирателем «научных» земель. В 2017 году на общем собрании РАН руководитель агентства Михаил Котюков сообщил: в ведение академии удалось вернуть через суды 59 тыс. кв м недвижимости и более 2,6 тыс. га земли.
Конечно, текущая деятельность ФАНО совершенно не отменяет опасений, что в будущем имущество РАН будет распродано. Возможно, пока власти просто не определились, что и кому должно достаться.
Но в глазах директора «Магарача» Авидзбы, институт которого потерял все уже сейчас, ФАНО давало хоть какую-то надежду на спасение опытного хозяйства и отнятого еще при Украине завода.
В ноябре 2016 года в интервью крымским журналистам Авидзба говорил, что «нажил много врагов». «Трудности, с которыми мы сталкиваемся, о них не хочется говорить. Чем закончиться все — неизвестно. Но я буду стараться до последнего, чтобы все забрали [у Крыма] и вернули [«Магарачу»]. Оставить голый институт на асфальте — некрасиво», — сетовал он.
Мы не знаем, при каких обстоятельствах произошло то, что вменяют в вину Авидзбе: брал ли он взятку и о чем вообще идет речь. Но очевидно, что его арест — на руку чиновникам, охотившимся за активами института еще с украинских времен. ФАНО едва не увело их у них из под носа. Недвусмысленное заявление премьера Аксенова еще раз подтверждает, что в деле «Магарача» на первом месте вовсе не наука, а испортивший Крым земельный вопрос.