Правительство Севастополя разрешило местным коммунистам провести митинг на площади Нахимова, но отказало в проведении шествия в честь столетнего юбилея Октябрьской революции. Но было бы странно ожидать от «красных» молчаливого согласия с победившими 25 лет назад белыми. Проиграв в этом году губернаторские выборы, они не стали терпеть запрет отмечать успешную «ротацию» 1917-го года.
В итоге протестные настроения только разогрелись: под «Легендарный Севастополь» и «Прощание Славянки» собравшиеся навалились всей массой на полицейский кордон и все-таки прошли традиционным для советских и украинских лет шествием от площади Нахимова до Комсомольского парка.
Людей пришло немало. Навскидку, собравшихся было не меньше 500 человек, хотя замглавы местной ячейки КПРФ Роман Кияшко уверяет, что участие в празднике приняло не меньше тысячи.
Основной костяк участников мероприятия предсказуемо составили пенсионеры, военные отставники, ветераны и члены севастопольской КПРФ. Молодежи пришло критически мало – разве что представители севастопольского комсомола.
Среди собравшихся не было ни представителей исполнительной власти, ни представителей Заксобрания — те и другие аккуратно следуют федеральному тренду замалчивания великих событий, которые потрясли мир сто лет назад. Зато в толпе «Примечания» заметили федерального инспектора по Севастополю Олега Тищенко.
Мероприятие прошло не так, как обычно проходят провластные ивенты. Так, в рядах революционеров не было слышно казацкого хлыста. Хотя представителей «охранки» хватало — как по форме, так и в штатском. Кроме того, на площади около Дома Москвы дежурил автозак с ОМОНом — так, на всякий случай.
На митинге звучали ожидаемые речи: о том, как много сделал для людей Советский Союз, каким светлым было социалистическое прошлое и как пусто иль темно грядущее теперь; о том, что нынешняя власть — не чета советской и погрязла в коррупции. С обличительной, по-кубински страстной речью выступил глава севастопольского Комсомола Александр Череменов с бородой Че Гевары. Он критиковал местных чиновников-коррупционеров, которые не дают развиваться молодежи и обществу в целом так жестко, что казалось, лидер земельных лишенцев Ленур Усманов слушает его с завистью. Ведь он вряд ли готов агитировать за обобществление частной собственности. Присутствующие поддержали молодого оратора бурными аплодисментами.
Но собственники земли, у которых правительство отбирает участки через суд, не стояли молча – они подхватили тему коррупции, которая им, несомненно, знакома. Ленура Усманова лишенцы поддерживали плакатами с обвинениями в адрес правительства Севастополя и губернатора Дмитрия Овсянникова.
Атмосферу тотальной критики капитализма и местных властей разбавил лично Владимир Ильич Ленин. Вождь пролетариата поздравил всех со «здабедательной» датой. Люди смеялись и рукоплескали.
Спустя сорок минут собравшиеся под руководством главы севастопольских коммунистов Василия Пархоменко и Романа Кияшко выстроились в колонну и двинулись к площади Лазарева. Но движение на дороге не было перекрыто. Притворно-сонные полицейские встрепенулись и попытались преградить демонстрантам дорогу. Звенья полицейской шеренги смыкали два замначальника полиции. Началась революция.
«Ну вы же понимаете, нельзя! — кричали полицейские новому пролетариату. — Шествие не согласовано! Это запрещено! Дорога не перекрыта!» — «Это наша ежегодная традиция! – Напирали красные. — По всей России идут шествием, и у нас оно будет!»
В итоге коммунисты прорвали незначительный кордон, запели хором «Легендарный Севастополь» и маршем двинулись, лавируя между автомобилями, по проспекту Нахимова.
Полиции все-таки пришлось перекрыть движение. По обочинам колонну сопровождали многочисленные правоохранители.
Замкнули колонну машина ГАИ, маршрутки и автомобили.
Надо признать, что, в отличие от Дня народного единства, прошедшего в принудительно-унылой атмосфере официоза, в этом шествии чувствовалась страсть. У демонстрантов горели глаза, на лицах были улыбки. Сегодняшний день дал им хоть какую-то небольшую победу.
Это настроение заразило и прохожих. Судя по репликам, 7 ноября им ближе, чем День народного единства. «Единство — молодой праздник, еще не прижился, события очень далеки, а Революция свежа в памяти», — объясняли опрошенные «Примечаниями» прохожие. «Не все понимают, что это за праздник — День народного единства. Мне ближе 7 ноября, революция!» — крикнула жительница города по имени Галина, перекрикивая песню «Легендарный Севастополь».