Домик на территории бывшего имения князей Гагариных «Утес», в советское время ставшего санаторием, перешел Регине Махоте по наследству от работавшей здесь бабушки. В нем она прожила всю свою жизнь, теперь здесь же живут ее дети. Семья Регины не раз пыталась приватизировать скромное жилище, но каждый раз получала отказ. Таких узников ведомственного жилья, как Махота, здесь еще три семьи.
Узниками они стали не сразу: все советское время и при Украине живущие в санатории «Утес» работники и их семьи могли свободно ходить в одноименный поселок — в школу, по делам, в магазин, в гости, на остановку, чтобы съездить в аптеку в соседний Партенит.
История с огораживанием санатория «Утес» началась в 2016 году. Как и по всему Крыму, заборы здесь установили под прикрытием пресловутого «антитеррористического режима». Забор преграждал единственный выход на пляж, к мысу Плака и к парку, принадлежащему к особо-охраняемой природной территории.
Тем, кто проживал в ведомственном жилье на территории курортного объекта, разрешили добираться к своим «пенатам» по пропускам — но пройти можно было строго с 9 утра до 11 часов вечера. Высокие заборы обматывали колючей проволокой и обмазывали солидолом, рассказала «Примечаниям» Регина Махота.
Жители санатория возмущались, и руководство санатория пошло им «навстречу». Чтобы те не тревожили своими походами охрану, на въезде в санаторий им установили железную лестницу.
Лестница выходит прямо на проезжую часть
При этом существует и нормальная дорога через территорию санатория — это единственный нормальный удобный и безопасный путь для детей, идущих в школу, а также к единственному продуктовому магазину. Аптек и других социальных объектов в населенном пункте нет, ближайшие в Партените или в Малом Маяке. Такой себе режимный объект.
Парадоксально, но пройти на территорию санатория цивилизованным путем можно и после того, как установили забор – просто теперь для этого нужно заплатить 200 рублей. По словам Регины, билетами можно было расплатиться в санаторском ресторане.
«Делая территорию закрытой, нас просто выживают, но деваться нам некуда, поэтому приходится жить в условия комендантского часа, а теперь и с пустыми холодильниками», — негодует Регина.
Но о холодильниках — чуть позже.
Забор вокруг санатория «Утес» ударил не только по тем, кто живет внутри. Жители одноименного поселка тоже лишились выхода к единственному пляжу. Прошлым летом прокуратура отчиталась: забор, преграждающий единственный выход на пляж и к парку, снесен. Но, по словам Регины, никто забор не сносил. «Приехали, сняли замок и все, говорит женщина. — Когда они уехали, пропускной режим вновь заработал. Попасть можно было только по паспорту либо за деньги».
А недавно работы по огораживанию санатория «Утес» продолжились. Забор отгородил от поселка единственный продуктовый магазин, где отоваривались все жители.
«Это частный магазин, он расположен так, что пройти можно только через санаторную дорогу. Отрезав его забором, нас оставляют без возможности покупать еду», — говорит Регина.
Столбы будущего забора установлены так, что пройти в магазин не будет никакой невозможности
Ранее власти Алушты периодически заявляли, что все желающие в поселке Утес смогут пользоваться нормальными цивилизованными подходами на пляж и в магазин. Но теперь считают, что это противоречит закону.
«Есть постановление прокуратуры с требованием закрыть санаторий по всему периметру, потому, что он нарушает закон о парково-архитектурной зоне, а там расположен парк, имение княгини Гагариной, а также мыс Плака», — рассказала «Примечаниям» глава администрации Алушты Галина Огнева.
По ее словам, предписание от Алуштинской прокуратуры санаторий получил в феврале. Теперь туда можно будет попасть только организованной туристической группе. Администрация Алушты огораживание санатория поддерживает, заявляя, что забор поможет сохранить историческое наследие.
При этом глава Алушты утверждает, что попасть в магазин можно. Вот альтернативный путь, который уже запечатлели работники магазина, когда их не пропускали на работу:
Покупательницу опускают в магазин как циркового зверя - в клетке на лебедке. Другого пути з продуктами жителям поселка Утес санаторий не оставил
Галина Огнева обещает, что вскоре руководство санатория откроет хлебные и молочные киоски, которые будут неплохим подспорьем для местных жителей.
Как рассказала «Примечаниям» владелица магазина Ольга Шаповалова, две сотки земли и два небольших строения в Утесе она приобрела еще в 2000-х. На все есть документы, включая российские. У нее — свое видение причины огораживания ее магазина.
«Они (руководство санатория. — Ред.) за нашим магазином хотят построить торговый центр, — рассказала женщина. — Они хотели взять кредит в банке, но получили отказ, мотивированный тем, что на территории санатория уже есть торговые объекты. Поэтому они решили нас закрыть».
Как сообщила «Примечаниям» генеральный директор «Утеса» Любовь Колодько, предпринимателям предлагали оборудовать альтернативный проход к магазину. «Мы огораживаем забором территорию санатория, — настаивает Колодько. — Это наша безопасность. За два года они (владельцы магазина. — Ред.) могли бы и сделать себе другой выход, но им это (показалось. — Ред.) невыгодным, это дорого». При этом директор санатория утверждает, что открывать ТЦ никто не собирался.
Этот случай напоминает истории выдавливания местного населения из жилья, полученного в советское время не только на территории санаториев и пансионатов ЮБК, но даже вокруг них. Так происходит в поселке Олива, который сейчас в буквальном смысле сносят из-за близости к госдачам. Крымская элита открыто говорит, что ближе 4-й линии от моря простолюдинам делать нечего. Новые князья, неотличимые от челяди по манерам и происхождению, категорически не хотят иметь с ней ничего общего. В особенности, если в данный момент она их не обслуживает.