Напомним, сегодня близкий к Кремлю Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) опубликовал последний перед осенними выборами рейтинг эффективности региональных руководителей, в котором позиции Сергея Меняйло заметно снизились. По сравнению с прошлым исследованием губернатор Севастополя опустился на пять строчек вниз, заняв 57-59 место в списке.
Федеральные эксперты Фонда объясняют падение обострившимися в преддверии курортного сезона проблемами ЖКХ и плохими дорогами, а также последствиями конфликта Меняйло с экс-спикером заксобрания города Алексеем Чалым.
Причем конфликт этот, по мнению политологов, может повлиять на расклад перед выборами. Выиграть от этого, вероятно, сможет Партия роста Бориса Титова, заявлявшая о планах выдвинуть от Севастополя в Думу близкого к Чалому Олега Николаева.
«Если Титов договорится с людьми Чалого, то Партия роста может получить в Севастополе один из самых высоких результатов», — прогнозирует глава ФоРГО.
Сам Николаев сейчас инициирует референдум по вопросу о введении прямых выборов губернатора Севастополя (избирается заксобранием по представлению президента). Причем сторонники Чалого считают, что на прямых выборах он или его ставленник смог бы победить Меняйло.
«Я очень удивлен, почему Меняйло не на последнем месте», — комментирует Николаев рейтинг ФоРГО.
По мнению руководителя крымского филиала ФоРГО Натальи Киселевой, свою лепту в снижение рейтинга Меняйло вносит и специфика севастопольских СМИ — в целом они смелее крымских и готовы сообщать о том, о чем их коллеги в Республике Крым предпочитают помалкивать.
«Основной проблемой является длительный и непрекращающийся конфликт между исполнительной и законодательной ветвями власти в городе, — сообщила «Примечаниям» Киселева. — Еще один аспект — социально-экономические причины. Они существуют и в Крыму, но носят латентный характер и мало отражаются в СМИ. В Севастополе же информационный фон, в целом, работает лучше, поэтому местные проблемы высвечиваются сильнее. Это тоже является определенным конфликтным потенциалом».
Однако доктор политических наук Александр Ирхин обращает внимание на другую проблему. Он уверен, что снижение рейтинга севастопольского градоначальника связано сразу с несколькими факторами — в том числе, с некомпетентностью окружения губернатора Севастополя.
«К сожалению, по целому ряду вопросов мы видим системную чиновничью некомпетентность, — говорит он. — В основном, люди, которые в 2014 году заняли первые места во многих управлениях и приехали с материка. И вместо того, чтобы в переходный период адаптировать законодательство под местные реалии, они начали автоматически переносить на нашу почву российские регламенты в разных сферах, которые здесь просто не могут работать. В Крыму поступили иначе: чтобы избежать подобных накладок, Сергей Аксенов продлил переходный период еще на год. В Севастополе же прошли по другому пути, но перенести готовые решения и подумать, как они будут здесь работать — не одно и то же», — считает Ирхин.
По мнению политолога, выход из ситуации усугубляется кризисом внутри самого правительства, поскольку многие процессы губернатор замкнул исключительно на себя, но решить их в силу ограниченности исключительно своих ресурсов он не может.
Однако эксперт отмечает и положительные сдвиги в работе правительства, которые направлены на попытки поиска компромисса с законодательным собранием города.
«К таким инициативам я отношу назначение на пост представителя губернатора в законодательном собрании города Вадима Колесниченко, — говорит он. — Это явная попытка исполнительной власти найти компромисс и диалоговое пространство с представителями законодательной власти, которая, я надеюсь, достигнет своей цели».
О том, что Сергей Меняйло не способен сформировать устойчивый состав руководства администрации, уже не раз говорилось и в отчетах Комитета гражданских инициатив, где Севастополь уже дважды называли самым политически нестабильным регионом.
Эксперты отмечают, что за 2015 год Севастополь стал абсолютным лидером по соотношению количества кадровых замен ключевых руководителей к их общему числу среди других регионов России.
Так, в высших эшелонах власти города за год сменилось около двух десятков руководителей. Против некоторых из них возбуждены уголовные дела, а, к примеру, директор департамента по имущественным и земельным отношениям Александр Свечников, которого подозревают в мошенничестве на 16 млн рублей, по-прежнему находится на своем рабочем месте.
Компетентные люди, в свою очередь, покидают правительство по другим причинам: под давлением губернатора или по собственному желанию. Так произошло, в частности, с бывшим замом Меняйло по вопросам городского хозяйства Денисом Добряковым, сотрудником отдела развития туристско-рекреационного потенциала Севастополя Александром Железняком и вице-губернатором из Калининграда Сергеем Булычевым, который на днях заявил, что уходит, чтобы «жить в ладу со своей совестью».
При этом в самом правительстве кадровые проблемы замалчивают, продолжая объяснять низкий рейтинг губернатора блэкаутом и недостатком финансирования.
«Результаты [исследования ФоРГО] мы знаем, но это результаты за первый квартал, — говорит советник Сергея Меняйло Вадим Колесниченко. — В условиях энергоблокады и отсутствия бюджета это вполне нормальное, естественное явление, нет повода кричать «караул» и бить в набат» .
Проблемы ЖКХ и дорожного хозяйства, по его словам, связаны с затянувшимися тендерными процедурами, но системной проблемы в этом нет, как и нет нужды менять чиновников.
«Для кадровых ротаций нет повода, — заявил он. — Кто же кадровые решения принимает на основе оценок неких рейтинговых агентств? Никогда никаких кадровых перестановок на основании этого не делал. Поэтому передвижений никто не планирует».
По мнению Колесниченко, за год рейтинги «безусловно, изменятся».
Что ж, подождем следующего исследования ФоРГО.