— Сожалеете, что не смогли договориться с губернатором год назад, как-то сгладить накалившийся конфликт между вами?
— Я сожалею лишь о том, что ударил с ним по рукам перед выборами в 2017 году, когда отказался от участия в них и поверил, что Дмитрий Владимирович [Овсянников] действительно выполняет обещания и договоренности - отдать в Корпорацию развития, на которую меня позвали, все стратегические программы и полномочия привлекать инвестиции в регион.
Это главная ошибка. Но мне точно не стыдно за команду, которую я привел в Корпорацию. Нас просто не хотели слышать, все наши многочисленные предложения забраковывались, и как выяснилось, у правительства до сих пор нет ничего, кроме наших идей, и те они не могут реализовать. Либо это отсутствие компетенций, либо скорее всего мотивации. Вы же видите, что ни Индустриального парка, ни «Единого окна» вместе с нормативкой для инвесторов за два года – да, прошло уже целых два года - до сих пор не случилось.
— Так почему все-таки не случилось?
— Факторов очень много. Сегодня очевидно – Севастополь стал площадкой для отрицательного отбора управленческих кадров. Сначала был военный Меняйло, который просто не мог. Затем его заменили на молодого технократа Овсянникова с четырьмя высшими образованиями – и он оказался в четыре раза хуже Сергея Ивановича.
На моей памяти сменилось несколько руководителей экономического блока. И каждый приходит с новыми задачами, словно перечеркивая предыдущие планы. Это хаотическое движение без внятной цели и стратегии приводит к плачевным результатам.
Федеральный центр заливает город деньгами, но эти деньги либо разворовываются, либо бездарно тратятся, так как нет ни кадров, ни опять же компетенций. И самое главное стратегии развития города так до сих пор и не появилось.
— Но есть примеры в соседнем Крыму, когда средства ФЦП осваиваются успешно: мост в Керчи и аэропорт в Симферополе.
— И мы получили небывалый поток туристов, к которому полуостров оказался не готов ни инфраструктурой, ни сервисом. Не нужно было строить мост до того момента, пока не сложилось понимание, а что же нам делать с Крымом, что мы хотим в итоге от этой территории, как должна развиваться инфраструктура и экономика на полуострове.
Теперь становится очевидным, что необходимо было ограничить поток в первые пять лет. Сначала принять вдумчивый план развития полуострова, а потом насаживать на этот план ФЦП. Сейчас ФЦП в большинстве случаев набор хаотических решений, а давай сюда какой-нибудь объект воткнем, зачастую ничем не обоснованных.
Миграционное давление и возросшие потоки могут застопорить процессы развития, и, что немаловажно, нанести непоправимый ущерб полуострову, вызвать экологический коллапс. Дико звучит, но до сих пор не решены проблемы даже с очистными сооружениями.
Мы видим, как на Южном берегу Крыма реконструируют и обносят забором дачи чиновников, где есть свои очистные. Но высокий забор и колючая проволока не спасет купающихся от течений, которые приносят фекалии соседних посёлков и городов в акваторию этих госдач. Вообще ЮБК мы стремительно теряем, эта территория превращается в гетто, перемежающееся десятиметровыми заборами.
— Вы сказали, что туристы – это не очень хорошо здесь и сейчас. А как же деньги, которые необходимы дотационным регионам?
— Давайте посмотрим на экономику и налогооблагаемую базу Крыма и Севастополя. Если вы мне покажете, как этот поток повлиял на то, что мы вдруг стали просить меньше денег у Москвы, тогда можно о чем-то говорить. Но у нас до сих пор нет публичной статистики, сколько туристы привезли тех самых денег, и сколько от этих денег поступило в бюджеты.
— Сейчас в Санкт-Петербурге проходит Международный экономический форум. Севастополь уже был несколько раз представлен на этой площадке…
— И ни один проект пока не заработал. Потому что устраивать ярмарку тщеславия проще, чем реализовывать инвестиционный потенциал. Лучше было два-три года подготовиться, написать стратегию, реальную стратегию, а не то, что приняли губернатор и депутаты, и чему ни одна из сторон не следует, и появляются все новые и новые прожекты.
Городу надо было подготовить участки, принять уже наконец Генплан и выстрелить на форуме в честь пятилетки - сказать всем «Добро пожаловать». А теперь каждый раз что-то придумывается за неделю до ПМЭФ и выдается, как якорный проект.
Который забывается в следующем году, а на этом земельном участке уже говорят о другом объекте.
— В сентябре состоятся выборы в заксобрание. Вы собираетесь в них участвовать?
— Я принял участие уже в трех избирательных севастопольских кампаниях. В 2014 году помог команде Чалого стать депутатами, в 2016 – выдвигался в Госдуму, получив лучший списочный результат и как мажоритарщик для «Партии Роста» в России. В 2017 отказался от губернаторских амбиций, договорившись с Овсянниковым о работе в Корпорации развития. Но губернатору привлечение частных инвесторов в город оказалось попросту не нужным.
Ну а зачем ему инвесторы, если из федерального бюджета льется золотой дождь, и при этом можно особенно не напрягаться, безнаказанно срывая сроки по ФЦП?
Я потратил много сил на политическую деятельность. Сейчас я думаю, что лучше бы я адресно помог нуждающимся севастопольцам.
В нашей реальности что-то можно менять и на что-то влиять, только будучи губернатором. В этом я твёрдо убежден. А про выборы в заксобрание давайте поговорим в конце июня.