Муниципалы Севастополя как вызов для заксобрания

Когда у муниципальных округов Севастополя не было ни полномочий, ни денег, местные советы запускали в сети хештэг «ты ж депутат» как оправдание своей беспомощности. Мол, люди обращаются, но мы ничего не можем - только поднять вопрос в соцсетях. В апреле 2017 года они получили и полномочия, и финансирование. Но настоящее движение к хозяйственной самостоятельности началось только к концу года. Конвертируется ли оно в политическую власть?
Кира Будах
21.11.2017

В октябре, после «разбора полетов» в правительстве города, когда губернатор пригрозил уволить глав районов, администрация Гагаринского муниципального округа разместила в единой системе больше извещений о проведении конкурсов по вопросам благоустройства и ремонтов, чем за весь период с апреля 2017 года.

Муниципалы гонят к декабрю

Напомним, на момент подведения итогов за погода самостоятельной работы, показатель освоения средств, выделенных на исполнение полномочий, у Гагаринского округа был меньше всех – всего 11%. Не факт, что гагаринские муниципалы успеют сильно изменить его: бюджетные деньги не любят спешки. С момента объявления конкурса на право заключения контракта до подписания акта выполненных работ и их оплаты, как правило, проходит не один месяц. Но администрация округа вынуждена торопиться, поэтому у многих контрактов сроки выполнения работ – до 29-31 декабря.

Пока у гагаринцев не все получается. Знаковый для администрации округа контракт на выполнение работ по капитальному ремонту сквера "Каменный цветок" заключать пока не с кем, аукцион не состоялся, все заявки были отклонены.  Может, и к лучшему - этот проект станет проверкой на способность муниципалов преобразовывать городскую среду на своей территории, поэтому спешка здесь точно ни к чему (по условиям конкурса, работы в «Каменном цветке» должны были закончиться в срок до 29 декабря).  

Ленинский муниципальный округ в октябре тоже слегка активизировался, отметившись двумя конкурсами на дорожные работы по ремонту внутриквартальных проездов на улицах Хрусталева и Гоголя. Срок выполнения работ по контрактам – до 20 декабря.

Еще один отстающий муниципалитет – Терновский, спешно заказал услуги по планировке ландшафта, по факту означающие подготовку ям и посадку 81 дерева. Срок исполнения работ и срок действия контракта – до 15 декабря, стоимость работ - 777 360 рублей. Кроме того, в эти же сроки в Терновке будут установлены 35 скамеек и урн, а также 40 цветочных вазонов на общую сумму 1 493 664 рубля.

Главы округов, которые лучше других справились с хозяйственными вопросами, без спешки осваивают новые виды работ.

Так, качинцы объявили сразу несколько конкурсов на текущий ремонт внутриквартальных проездов. А в Орлиновском муниципалитете планируют заключить контракт на выполнение работ по ремонту общественной парковки. Кстати, орлиновцы, думая о будущем, решили отправить на учебу по 44 -ФЗ сразу троих сотрудников, объявив соответствующую закупку услуг по обучению – похвальная предусмотрительность. 

С хозяйственной деятельностью севастопольских муниципалитетов все более-менее предсказуемо – набив шишки в 2017-м, в следующем году они будут планировать работу по организации конкурсов заранее. И набьют уже другие шишки – будут учиться контролировать исполнителей работ, взыскивать с них неустойки, взаимодействовать с ФАС и с реестром недобросовестных подрядчиков. Бюджеты будут постепенно расти, а с ними – и уровень ответственности.

Теперь интересно другое – когда же начнется движение муниципалитетов к реальной политической силе и общественному влиянию в городе?

С законодательными и общественными инициативами, со способностью влиять на значимые процессы в городе у муниципалитетов дела обстоят еще хуже, чем с освоением бюджета на хозяйственные вопросы - за последние годы были предприняты только единичные попытки таких проявлений.

Сепаратисты Северной пока молчат

Одна из таких ярких попыток - заявление депутатов -муниципалов от Северной стороны о необходимости создания в этой части города отдельного округа. В первый раз жители Северной подняли вопрос об отделении своего района в апреле 2014 года, группа инициативных граждан написала открытое письмо Алексею Чалому (на тот момент - и.о губернатора города). В письме, в основном, шла речь о том, что добираться в администрацию Нахимовского округа и посещать другие структуры округа, расположенные на Корабельной стороне, "северянам" тяжело и накладно.

Тогда этот голос Северной не услышали ни исполнительная, ни законодательная власть - в июне 2014 года был принят закон "О границах и статусе муниципальных образований в городе Севастополе», в соответствии с которым Северная сторона осталась частью Нахимовского округа. 

Через три года эту идею снова озвучил нахимовский депутат Кирилл Радионов, напомнив, что раньше в Севастополе уже был Северный район. По его мнению, в границы нового муниципалитета должны входить Любимовка, Голландия, Бартеньевка, Мекензиевы Горы и Радиогорка.

Депутат Законодательного Собрания Александр Кулагин, представляющий интересы жителей Северной стороны, смелую идею одобряет, но весьма осторожно. Вопрос назрел давно, люди сами об этом просят, пока все на уровне обсуждений, но думать и говорить об этом надо - его поддержка пока выражается только в таких высказываниях.

Северная сторона де-факто - отдельный, обособленный район. Того, кто решится поддержать эту инициативу низов и организует по ней общественные обсуждения, северяне в любой выборный орган внесут на руках. И представители местного самоуправления, сумевшие добиться создания отдельного муниципального округа, придадут хештэгу "тыждепутат" совсем иной смысл, прямо противоположный былой беспомощности.

Возможно, именно с борьбы Северной стороны за свой муниципалитет, собственный бюджет и центр управления, и начнется становление в Севастополе самостоятельного местного самоуправления с правом голоса.

Сила в единстве

В правительстве главы округов бывают часто, но почти всегда - в качестве бессловесных статистов. Исполнительная власть обращается к муниципалитетам, когда необходимо организовать общественные обсуждения по тем или иным общегородским проектам. Их дела не очень интересны даже профильному ведомству.

Глава департамента по территориальному развитию Валентин Демидов только к октябрю спохватился, что его подопечные не могут освоить свои первые самостоятельные бюджеты, потому что не разобрались с системой закупок.  

Главы муниципальных округов в законодательном собрании, на круглых столах и расширенных заседаниях комитетов и комиссий - редкие гости. Правом законодательной инициативы органы МСУ обладают, но реализовать его не спешат.  За последние годы можем припомнить только "закон Тицкого", благополучно отклоненный парламентариями. В августе этого года совет Ленинского МО внес в законодательное собрание законопроект о статусе муниципального депутата. Документ получил отрицательное заключение юридического управления местного парламента и губернатора города. При рассмотрении законопроекта в октябре Антон Тицкий пытался отстоять его, заявив, что муниципальные депутаты не могут выполнять свои обязанности в полной мере по причине отсутствия четко прописанного правового статуса. 

В ответ ему указали, что пробелов в законодательстве нет, поскольку все вопросы  урегулированы законом от 30 декабря 2014 года № 102-ЗС «О местном самоуправлении в городе Севастополе». И необходимости установления каких-либо особенностей статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления города Севастополя, которые требовали бы принятия специального закона, не имеется.

Судьба этого законопроекта, сам факт его появления – хороший пример того, что в среде МСУ есть понимание собственной слабости.  Но Антон Тицкий выбрал не тот инструмент для изменения ситуации. 

Причина слабости наших муниципалов – не только в утрате хозяйственной хватки за годы без полномочий, и уж, тем более, не в отсутствии специального закона о статусе депутатов. Причина слабости севастопольского самоуправления в целом – в разрозненности муниципалитетов.  

Формально у местного самоуправления есть некий единый орган - Ассоциация муниципальных образований Севастополя, зарегистрированная еще в ноябре 2015 года. За два года деятельности в информационном пространстве города прозвучала только одна новость об ассоциации – жалоба руководства организации на нехватку финансирования и наличие долгов перед Общероссийским конгрессом муниципальных образований.

Ни профильный департамент, ни курирующий его заместитель губернатора Вячеслав Гладков, ни губернатор города Дмитрий Овсянников, озвучивший планы по созданию полноценного местного самоуправления -  никто не сделает его таковым, пока в среде МСУне появится свой лидер, обладающий способностью к объединению.  Не так важно, возглавит ли он существующую полуживую ассоциацию, или создаст иную форму взаимодействия муниципалитетов, с помощью которой они смогут выступать единой силой. Тогда их законодательные инициативы будут услышаны. Тогда их мнением будут интересоваться при проектировании разных объектов на территории города и при формировании трехлетнего бюджета Севастополя.  Но пока, к сожалению, такого не видно – ни среди крепких хозяйственников, ни среди молодежных лидеров, ни среди массовиков-затейников.