Муниципалы Севастополя утонули в госзакупках

Местному самоуправлению в Севастополе дали полномочий и денег – но площадки не строятся, а деревья и кусты не сажаются. Самый населенный Гагаринский округ освоил всего 12% выделенных средств. Депутаты, растерявшие хватку за годы безвластия и привыкшие закупать лишь цветы к праздникам, запутались в сложных конкурсных процедурах по ФЗ-44.
Кира Будах
24.10.2017

В ходе визита в Севастополь Владимир Путин сформулировал «парадокс подряда»: при достаточном финансировании и при готовности федерального центра помогать ресурсами, Севастополь не может их освоить из-за нехватки добросовестных подрядных организаций. Теперь проблемы с подрядчиками придется решать и главам муниципальных округов.

Недавно губернатор Дмитрий Овсянников оптимистично заявил: «Мы будем создавать полноценное местное самоуправление». И подкрепил свои намерения расширением перечня полномочий и увеличением финансирования муниципалитетов. В 2018 году от людей, которые последние несколько лет проводили только торжественные мероприятия и субботники, ждут, что они разделят ответственность за ремонтные работы и благоустройство на территории округов. 

12% самостоятельности

В октябре исполнилось полгода с тех пор, как вступил в силу закон города Севастополя от 29 декабря 2016 № 314-ЗС "О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями".  В соответствии с этим законом, с 1 апреля 2017 года администрации округов получили право и обязанность самостоятельно решать некоторые хозяйственные вопросы -  им передали санитарную очистку, содержание зеленых насаждений, установку элементов благоустройства, ремонт тротуаров. 

На выполнение полномочий дали денег, до муниципалитетов довели соответствующие лимиты финансирования – всего, по данным главы департамента по территориальному развитию и взаимодействию с органами местного самоуправления Валентина Демидова, 155 миллионов рублей.

В октябре Овсянников констатировал: полномочия не исполняются, санитарная очистка не проводится, площадки не строятся, зеленые насаждения не высаживаются, средства, выделенные на эти цели из бюджета, не осваиваются. 

По данным профильного департамента, Качинский муниципальный округ справился лучше всех, освоив 75 процентов выделенных средств.  В Гагаринском муниципальном округе дела обстоят хуже всего, показатель самого густонаселенного муниципалитета – всего 12 процентов.  

Юрий Иванченко. Фото: сайт правительства Севастополя

Глава города на эту ситуацию отреагировал, как обычно - угрозой увольнения. Муниципалитетам было обещано, что "по итогам года мы будем прощаться с худшими". В соответствии с законодательством о местном самоуправлении, церемония прощания должна выглядеть так – инициатива губернатора об удалении главы округа в отставку оформляется в виде обращения, которое вносится на рассмотрение местного совета. Если за него проголосует не менее двух третей от численности депутатов – прощай, глава округа.

В ответ Гагаринский муниципальный округ в лице заместителя председателя совета Юрия Иванченко выдал в соцсетях эмоциональный пассаж:

«Мы верим, что нам позволят быть сильной, самодостаточной муниципальной, районной властью и иметь реальные рычаги управления и качественного развития родного района! Естественно, что мы не спецы в ФЗ-44, но мы сможем!»

Увы, не сможете. Пока не разберетесь с подводными камнями федерального закона, регулирующего процедуры закупок для государственных и муниципальных нужд, пока не привыкнете заезжать на объекты каждый день по дороге на работу, пока не узнаете в лицо каждого субподрядчика и прораба - ничего не сможете.

Финансирование - конкурсные процедуры - подряд - приемка и оплата работ, все строго по букве ФЗ-44. И никаких других реальных рычагов для выполнения своих полномочий просто не существует. Впрочем, среди глав муниципалитетов были люди, которые понимали это задолго до того, как в округа были направлены первые бюджетные средства.

Герасим подумал заранее

То, что Качинский муниципальный округ справится лучше всех, было понятно еще год назад, когда на круглом столе перед принятием спорного закона, законодатели спрашивали мнение муниципалов: готовы ли они сейчас, в декабре 2016 года, принять ответственность за уборку свалок, расстановку контейнеров для отходов, ремонт тротуаров и другие хозяйственные вопросы.

Глава Качинского муниципального образования Николай Герасим. Фото: сайт правительства Севастополя 

Пока представители исполнительной и законодательной власти отвлеченно рассуждали о роли местного самоуправления и необходимости его становления в городе федерального значения, глава Качинского округа был единственным, кто задавал практичные вопросы:

Как быстро и правильно подготовить и провести конкурсные процедуры? Как муниципалы справятся со всеми сложностями законодательства о государственных и муниципальных закупках, если в администрациях нет даже специалистов с соответствующей компетенцией?   

Качинский хозяйственник сам ответил на свои вопросы. Он начал подготовку тогда же, в декабре 2016 года, назначив контрактного управляющего. Полномочия местного самоуправления начали действовать с 1 апреля этого года, а уже 19 апреля в единой системе госзакупок появились извещения об аукционах администрации Качинского муниципального округа - на санитарную очистку, на элементы благоустройства, на зеленые насаждения. 

Разговоры о полноценном самоуправлении в Севастополе ведутся уже четвертый год, но, пожалуй, на сегодня самый весомый вклад в его становление внесли качинцы - если они могут своевременно освоить средства на решение хозяйственных вопросов, значит и у остальных когда-нибудь получится не только торжества проводить да вестники печатать.

Каменный цветок как проба сил

Вот это вот "мы не специалисты в 44 федеральном законе" из уст муниципалов значит следующее - мы не умеем просчитывать сметы и составлять техническую документацию, не можем организовать проведение конкурсов и аукционов, не хотим контролировать подрядчиков и график работ, писать претензии и вести долгие тяжбы в судах. Не хотим нести ответственность перед жителями округа за безответственных иногородних подрядчиков (а местных ответственных очень мало, да и они уже горят по срокам, нахватав госконтрактов не по своим ресурсам).

Все это очень хлопотно, трудно и нервно. Так что вы там, в правительстве, к нам без претензий пожалуйста. Мы лучше проведем конкурс на закупку цветов к праздничным мероприятиям, у нас в муниципальном округе часто проводятся торжества. 

Впрочем, отчасти ответные упреки гагаринских муниципалов в адрес правительства – мол, не по-мужски вы с нами, не по-севастопольски - все же справедливы. Помогать им никто не спешил.

Бывший министр экономики Республики Крым Валентин Демидов, ныне отвечающий за развитие местного самоуправления в Севастополе, не мог не видеть абсолютную беспомощность своих подопечных. Но только констатировал в своем докладе: в округах учатся на своих ошибках, набивают шишки.

Выдавить нынешних глав округов, "массовиков-затейников", никогда не имевших хозяйственной хватки или растерявших ее за годы без полномочий, губернатору совсем несложно, они даже сопротивляться не будут. Вытянуть их до уровня полноценных дееспособных руководителей местного масштаба, способных самостоятельно решать задачи округа – долгая и трудная совместная работа, которая только начинается.

Сообразив, что без реальных конкурсов, исполненных и оплаченных контрактов не будет ни расширения полномочий, ни бюджета в будущем, гагаринцы, в отличие от других отстающих, все же засучили рукава к концу года. В октябре администрация Гагаринского муниципального округа объявила сразу несколько крупных аукционов. Муниципалитет пытается самостоятельно организовать работы по капитальному ремонту сквера "Каменный цветок", работы по ремонту внутридворовых территорий на проспекте Октябрьской Революции и на улице Колобова.

Это будет непросто - нести ответственность за каждый объект и за каждого подрядчика. Но это решающий шаг для местного самоуправления в Севастополе - если муниципалы справятся с первыми самостоятельно заказанными, законченными и оплаченными объектами, в будущем они возьмут реальную власть на территории округов, наряду с исполнительной и законодательной властью станут третьей решающей силой в городе.  Если нет – местное самоуправление в городе еще долго будет жить в режиме «пусть все решают в правительстве», закупать цветы и печатать вестники муниципального округа.