Дайв-центр в Севастополе в 1991 году создали два легендарных на постсоветском пространстве спортсмена: Борис Поротов и его жена Надежда Турукало. Борис, которому сейчас 81 год, — чемпион Казахстана по плаванию, изобретатель моноласта, совершившего революцию в подводном плавании. Надежда Турукало первой опробовала моноласт. На выполнение норматива мастера спорта с этим моноластом Надежде понадобился всего лишь год. Всего в «своем» бассейне Борис вырастил 20 мастеров спорта и 6 мастеров международного класса.
Турукало Надежда Прокопьевна – абсолютная чемпионка мира по подводному ориентированию, заслуженный мастер спорта СССР, 16-кратная рекордсменка мира скоростных видов подводного плаванья.
В 1986 году супруги переезжают в Севастополь и в 1991 году открывают дайв-центр. В основу деятельности центра чемпионы заложили спортивное образование детей-инвалидов.
«Это была единственная школа подводного плавания в СССР, — рассказал «Примечаниям» Поротов. — Сейчас есть в Анапе центр, но там работают только со взрослыми инвалидами. А с детьми – это единственная такая школа в России.
Центр серьезный и международный. Это региональное отделение Конфедерации подводной деятельности России. Все сертификаты, права есть на работу с детьми-инвалидами», - говорит тренер.
Борис Поротов
Участок под центр супруги получили в аренду при Украине. Спокойно существовали, покупали за свои деньги снаряжение и оборудование. В 2017 году очередной договор аренды закончился, Поротов с юристами собирает документы, проводит межевание, необходимые процедуры, передает все это в департамент по имущественным и земельным отношениям с заявлением о необходимости продления аренды.
И первый раз за 25 лет получает отказ.
«Правительство мотивирует отказ тем, что мы якобы не сдали какие-то документы. Какие — не говорят. Я добился встречи с главой ДИЗО Зайнуллиным, принес ему документы, и даже альбом с фотографиями детей-инвалидов, которых мы здесь воспитали. Я показал ему лист, в котором перечислены все, что мы подали, с подписью сотрудника ДИЗО и печатью департамент. Но он так и не ответил мне, каких же документов мы не сдали. Я спрашиваю: каких документов нет? Он говорит: «Каких-то». Игры ведут».
28 апреля Поротов, как представитель Конфедерации подводной деятельности России, принимал участие в заседании Морской коллегии правительства РФ в Ялте. Был там и Дмитрий Овсянников.
«За два года до этой встречи, в 2016 году, тогда еще врио губернатора мне звонил и спрашивал: как научиться подводному плаванию? – рассказал тренер. - Это было под зиму, когда учиться не интересно. Я ему предложил подождать до лета. А пока что, говорю, можете походить в бассейн Московского университета, там занимаются фридайверы, вы с ними можете поработать, научиться нырять, задерживать дыхание.
Овсянников хочет еще подводной охотой научиться заниматься, а для этого надо иметь специальную подготовку. Овсянников пошел туда и с этими ребятами поработал. Он оказывается очень способный, на пять минут задерживает дыхание, для мужчины это очень здорово», - восхищается Поротов.
И вот спустя два года спортсмен и губернатор встречаются в Ялте на коллегии.
«Я подошел к Овсянникову, мы поговорили о его занятиях, — говорит Поротов. — Говорю: а теперь то поплавать и негде будет. Он: «Как негде?». Рассказал ему о том, что договор не продлевают, что теперь базу мы должны убрать.
Овсянников сказал написать ему письмо. Какое-то время прошло, я нашел его мобильный номер, звоню, говорю, что письмо написал, как нам встретиться? Он дает мне его электронную почту, я сбрасываю, на следующий день в 10 утра звонит мне. Они сидели уже вместе с Зайнуллиным и эту тему обсуждали. Тогда они мне и сказали, что оказывается надо выходить на тендер».
Никаких разговоров о неких отсутствующих документах уже не велось. Губернатор и его подчиненный объяснили Поротову, что «такова процедура».
«Я говорю: почему не можете? – возмущенно вспоминает Поротов. - Есть же законодательство: если земля была выдана без тендера, то мы имеем приоритетное право на договор аренды, на его продление. А они мне: нет, все не так. Я говорю, хорошо, я обращусь в суд. Овсянников отвечает: «думаю, суд вам не поможет». Говорю: «Хорошо, у меня есть возможность обратиться в правительство РФ». «Я думаю, тут вам сам бог не поможет». Вот такой ответ я получил от губернатора».
Еще в сентябре 2017 года губернаторский телеканал «ИКС» снимал специальный репортаж о заслугах Бориса Поротова и его центре. Но уже сейчас в правительстве обо всем этом забыли.
В итоге Поротов от имени его ООО «Дайв» подает иск об оспаривании отказа ДИЗО в продлении аренды. Заседание состоится 26 июня.
«Я написал также письмо спикеру парламента Екатерине Алтабаевой, все изложил. Я рассказывал об этом в Конфедерации подводной деятельности России в Москве, и они мне сюда прислали письма на заксобрание и в правительство с выражением мне поддержки и просьбой помочь сохранить аренду».
13 июня состоялась встреча Поротова с депутатами заксобрания в здании местного парламента. Приглашенные представитель губернатора в ЗС Михаил Вавилов и глава ДИЗО Рустэм Зайнуллин предсказуемо не явились.
По словам Поротова, закрыть Центр пытался только один человек — экс-министр обороны Украины, девелопер Павел Лебедев. Его апартаменты «Аквамарин» и аквапарк «Зурбаган» находятся в сотне метров от дайв-центра Бориса Поротова в парке Победы.
«У меня в 2013 году было 5 судов. С подачи Лебедева прокуратура требовала, чтобы мы уходили оттуда — участок дайв-центра находится рядом с «Аквамарином» и очень мозолит им глаза. Убрать хотели не только нас, но и спасательную станцию. Но мы сумели отбиться, подключили тогда даже [премьер-министра Украины Николая] Азарова, он звонил прокурору.
Черным обведен дайв-центр, красным — активы Лебедева
Сейчас они строят второй «Аквамарин» и почти достроили, - продолжает Поротов. - Аквапарк его, пляж – его. Мы стоим на скальном таком мыске и видимо им мешаем, очень не нравимся.
Мы там задолго до Лебедева, но кого это волнует? Когда у человека есть деньги, он любые проблемы решает».
По словам Поротова, акватория, на берегу которой расположен дайв-центр, лучше других подходит для начального обучения подводному плаванию.
«Есть такая организация, которая называется CMAS – Всемирная конфедерация подводной деятельности, — говорит поясняет спортсмен. — Ее создал еще Жак-Ив Кусто в 1958 году. Эта конфедерация сейчас планирует на осень 2019 года здесь у нас в Севастополе проведение финала Кубка мира по подводному ориентированию. Это серьезное мероприятие. И провести его можно только в данной акватории, только она подходит. Но дайв-центра здесь, возможно, уже не будет».