Жители Крыма, у которых на Украине осталась родня, продолжают ее посещать. Но среди них все больше тех, кто перестал пересекать границу, аргументируя это негативным отношением со стороны жителей мест, куда они ездят – в том числе, родственников.
1 ноября правительство России одобрило санкции против 322 украинских физических и 68 юридических лиц Украины. Ограничения предполагают заморозку безналичных средств и имущества на территории России, запрет на вывод денег из страны. Рядовых украинцев в этом списке нет, но - хотя этому предшествовало несколько санкционных атак Украины против РФ - многие жители соседнего государства восприняли российские ограничения как личную обиду. По крайней мере, такое впечатление возникло у корреспондента «Примечаний» после бесед с несколькими крымчанами, часто ездившими на Украину в последние четыре года.
Елена — уроженка Одесской области, 48 лет
События 2014 года разделили многие семьи. Елена перебралась в Крым из Одесской области еще 20 лет назад. На материке у нее остались отец и мать, а также многочисленная родня. Родители часто приезжали в гости. Больше всего им нравилась крымская природа, так как море есть и в Одессе. Потом родители развелись и стали приезжать реже. У отца появилась другая семья, мать не могла часто ездить в Крым по состоянию здоровья.
«После референдума мать и отец вообще отказались приезжать, — вспоминает Елена. — Сказали, что это непатриотично. Несмотря на развод, у них остались одинаковые политические взгляды».
У Елены два небольших магазинчика в Симферополе, и до референдума она часто ездила в Одессу закупать одежду. По пути всегда заезжала в родительский дом, встречалась с родственниками и подругами. «После 2014 года для подруг я стала чужой, — рассказывает Елена. — Они упрекали меня, ставили в вину референдум».
В 2015 году Елена с мужем Егором решили проведать родных. Российские паспорта оставили дома, собой взяли только украинские документы. В селе, где проживала мать женщины, пару из Крыма тепло встретила только родня, школьные друзья в гости не пришли.
Отец Елены после развода уехал жить в небольшой городок под Киевом, семейная пара решила проведать и его. «В Боярке кроме отца и его новой семьи я никого не знала, — говорит крымчанка. — Среди случайных людей, с которыми мы там общались, были адекватные люди, были и те, кто пугал СБУ и базой «Миротворца». Отец встал на сторону тех, кто называет жителей Крыма «предателями», но так как я единственная дочь, он вынужден был мириться с нашим выбором».
Путешествие вышло стрессовым. По приезду в Крым Егор перенес инсульт и попал в больницу. Теперь на Украину он не ездит, а Елена вынуждена сама навещать отца - мать в прошлом году умерла.
«К отцу я ездила в этом году, но с возрастом он стал еще более упертым, во всех бедах Украины винит Россию, - делится она. - Он не видит очевидного: происходящее — политика, а мы простые пешки в большой игре».
По словам Елены, санкции обозлили ее постоянных и случайных собеседников на Украине. Рядовые граждане находятся под влиянием киевских СМИ, и разъяснения, что эти санкции носят ответный характер и касаются элиты, на них не действуют. «В условиях, когда весь мир против нас, санкции против украинских бизнесменов-политиков это нормальная реакция, — рассуждает она. – Но каждый из «настоящих» украинцев, а их на самом деле много, считает любой ответ РФ личным оскорблением».
За вещами в Одессу Елена давно не ездит — закупает в Москве и в Китае.
Валентин — житель Симферополя, 40 лет
Почти все его родные проживают в Крыму, но родная сестра с детьми и мужем живут на Украине.
«Она к нам сначала отказалась приезжать, но этим летом здравый смысл взял верх, и она все-таки приехала, с детьми, но без мужа — рассказывает Валентин. — Свояк «щирый» украинец и говорит, что если мы наведаемся к нему с ответным визитом, он сдаст нас в СБУ. Мол, мы Крым от Украины отрезали».
По словам Валентина, его сестра, находясь в Крыму, не чувствовала себя в опасности. Все страшилки Киева она списывала на антироссийскую пропаганду. «По украинскому ТВ постоянно говорят, что мы предатели, что у нас голод, что в Крым необходимо ездить только чтобы шпионить, - поясняет он. - Вот они и думают, что если мы приедем, то тоже лишь для того, чтобы что-то вынюхать».
Здравомыслящие люди на Украине есть, рассуждает Валентин, но ездить туда становится некомфортно и даже опасно. «Я туда не поеду, - говорит он. - Не хочу рисковать, не хочу оказаться за решеткой. Вот поедешь, а они что-то новое придумают, и ты домой вернуться не сможешь».
Константин — житель Ялты, 45 лет
Семья Константина, владельца маленькой гостиницы в Ялте, наполовину состоит из жителей Украины. После 2014 года отношения с ними заметно ухудшились. «Я был в ополчении, и теперь я официально для них враг», — говорит мужчина. Родные общаются теперь лишь в Вайбере и Фейсбуке. Родственники отказываются приезжать на полуостров, хотя у сестры есть доля в наследстве.
«Каждая новость с упоминанием России там воспринимается очень болезненно, — говорит мужчина. — Вчера у сестры был день рождения, позвонил поздравить. Так она сказала, что ваша Москва ввела санкции, ограбила наших людей. Объяснять что-то бесполезно».
Сам Константин отказывается выезжать на Украину, опасаясь задержания.
Между тем этим летом жилье у Константина снимали жители Харькова и Киева. Они скрывали, что на Украине теперь многие недолюбливают крымчан, но побывав в Крыму, они поняли, почему полуостров сделал правильный выбор. «Они мне говорили, что у вас спокойно, мирно, никто не косится. А у нас, мол, расплодились малолетки-радикалы, готовые кинуться на любого русского». Поэтому лучше пока потерпеть и повременить с визитами, рассуждает мужчина.
Напомним, что этим летом украинцы массово поехали на отдых в Крым. Ожидается, что к концу года количество гостей из Украины достигнет отметки 1 млн. О том, что жители «незалежной» постепенно возвращаются в уже российский Крым, свидетельствуют не только данные российской стороны, но и украинской.