— Он оставил бывшей жене все: дом, бизнес, машину и даже кредит за нее платит. Ко мне в квартиру пришел с голой задницей, живет на всем готовом, нам родители помогают. Зарабатывает не много, и не стремится. Упрекает меня даже за прокладки, — возмущается одна моя подруга, сидящая в затяжном декрете.
— Мне было так стыдно. Попросила у него три тысячи на новые туфли, а он с таким видом доставал их из кошелька, так красноречиво молчал, что продавщица за прилавком все поняла и отвернулась — даже ей стало неудобно, — жалостливо рассказывает другая.
— Он вообще берегов не видит! Приперся с работы, достал котлеты, разогрел и начал их жрать. И все это на глазах у больного ребенка. Она лежит с отравлением, ей только рис можно, а он жрет. А потом еще целый пакет шоколадных конфет, дорогих... Мы их для дочки купили, а он съел, — в гневе рассказывает третья.
— А он любит конфеты? — переспрашиваю я.
— Еще как! И откуда берутся такие жлобы?
Действительно, мужчина-жлоб — горе в семье. Нет ничего противнее ситуации, когда тебя ежедневно оценивают и решают, сколько можно «отслюнявить», чтобы и ты отстала, и самому было не обидно. Я понимаю этих женщин, потому что сама искренне не люблю жлобов и избегаю их.
Но слушая женские рассказы, я каждый раз думаю: как же так вышло, что в этой отдельно взятой ячейке общества мужчина в 38 лет не может позволить себе купить и съесть столько конфет, сколько ему хочется? Почему он не может сам решить, кому и на каких условиях отдать нажитое в прошлом браке? Почему женщина отказывает ему в праве выбирать, куда потратить честно заработанные три тысячи рублей — на туфли для нее или что-то важное и нужное для себя?
Мне кажется, что внутри каждого мужчины-жлоба сидит недолюбленный ребенок. Ведь что такое деньги? Это ресурс, энергия, если хотите. Это универсальный эквивалент всего, способный принести нам вполне осязаемое удовольствие от материальных приобретений.
Добровольно отдавая женщине деньги, мужчина рассчитывает получить в ответ несравнимо большее, чем сама возможность что-то на них купить: близость, признание, благодарность. Он хочет видеть эмоцию.
Но если в ответ он получает лишь скрупулезную фиксацию самого факта его душевных колебаний и обвинения в жлобстве, у него пропадет всякое желание открывать кошелек в следующий раз.
По сути мужчина покупает определенную реакцию женщины на свою щедрость. И если он больше не дает денег, пора задуматься, может за выражение наших лиц уже давно никто не хочет платить?
Я не говорю, что нужно кидаться мужчине в ноги за каждую купленную чашку кофе или букет цветов. Наоборот, расставаясь с деньгами мужчина должен чувствовать свою значимость рядом с нами, женщинами. Поэтому принимать дары нужно с достоинством.
Это такой механизм самоактуализации: мужчина хочет служить женщине, воплощать в жизнь ее капризы, чтобы чувствовать себя добытчиком, способным решить все социально навязываемые задачи: создать семью, построить дом, купить машину, выучить детей. В нашей азиатской ментальности сюда можно отнести и шубу для жены, и бриллианты, и отдых на шикарных Мальдивах или в недорогой Турции — все зависит от окружения.
У меня есть несколько знакомых пар, в которых все семейные финансы тратятся в основном на женские «хотелки». При этом по отношению к окружающим мужчина проявляет себя если не как жлоб, то как очень прижимистый человек. В чем секрет?
Я стала наблюдать за их поведением за общим столом. И заметила, что дамы в таких парах всегда с аппетитом пьют и едят, и почти всегда — больше чем их партнеры. Они прямо-таки излучают животное удовольствие, за которое мужчины добровольно готовы платить.
Еще один секрет мужской щедрости, на мой взгляд, — право на отказ. Если он единственный добытчик в семье, ему просто необходимо право на первый кусок за столом, на выбор — купить или не купить. И нельзя мужчину за это право упрекать, такие упреки порождают лишь регресс.
Зачем расти, становиться взрослым, зарабатывать, если все это в конечном итоге не даст тебе возможности распоряжаться своей жизнью. Если ты так и не сможешь купить и съесть в одно лицо килограмм конфет.
И с этим правом на отказ, по моим наблюдениям, у мужчин проблемы бывают чаще, чем у женщин. Один мой знакомый, весьма не бедный человек, в приватной беседе часами расписывал, какой ленивой иждивенкой стала его жена, как трудно ему зарабатывать в одиночку, как сложно объяснить ей необходимость экономить. Он в мельчайших подробностях перечислил мне, на что она потратила в прошлом месяце, что купила в этом, какую сумму попросила на новую дизайнерскую сумку. Закончился гневный спич тирадой о том, что он вообще зря женился. Ведь не было бы жены и детей, он смог бы столько себе позволить.
— Так позволь, — с улыбкой сказала я. — Ты ведь можешь отказать ей, не покупать эту чертову сумку.
— Послушай, — возразил он мне. — Я ведь не так много ей покупаю. Так, по мелочи, одежду, игрушки для детей. Я ведь ей машину не могу уже три года поменять, так и ездит на пятилетнем «Лексусе».
Выходит, вовсе не она отказывает ему в праве сказать «нет», а он сам. В нашем обществе, где жены считают за счастье, когда муж отдает им всю зарплату до копейки, мужчина должен тянуть себе семью до последнего вздоха. Он не может взбрыкнуть, ведь в ответ ему прилетит удар «кнута» — страшное и обидное «жлоб и мудак».
Это так глубоко въелось на подкорке наших мужчин, что они попросту не могут наложить «вето» на женские желания, особенно когда наступает финансовый кризис — их либо корежит от приступа несостоятельности, вплоть до отказа от собственной личности ради семьи, либо разрывает от жадности и скупердяйства.
А знаете, что еще страшнее? Пренебрежение дарами. Когда мы вроде и берем у мужчины деньги, но тут же не упускаем момента сказать: «Не очень-то и хотелось, я сама вообще-то неплохо зарабатываю». Эти слова даже не обязательно озвучивать, можно лишь держать их за пазухой, где-то глубоко в подсознании. Если вы часто ловите себя на такой мысли, будьте уверены, однажды ваш мужчина выкатит вам счет за все, что когда-либо сделал для вас или подарил.