Проблемы, однако, на этом не заканчиваются. Водитель в категоричной форме требует, чтобы я свой городской рюкзак поставила в багажник. Возражения, что это моя единственная сумка, и в ней кошелек и телефон, его не впечатляют. Он говорит, что у него чистые сиденья. Рюкзак у меня тоже чистый, и я могу держать его на коленях. «Не хочешь ехать – оставайся», — почему-то он переходит на «ты». На мои слова, что вообще-то я заплатила ему деньги, он хамским тоном говорит: «Мне ты ничего не платила! Какие деньги?»
Выбора снова нет: мне нужно вечером быть в Симферополе. Ставлю рюкзак в багажник. И всю дорогу думаю: «Действительно, а кому я отдала свои деньги? А если меня просто высадят на полпути? А если мы попадем в аварию, есть ли у меня страховка?» На второй вопрос ответить легко: у меня нет билета, соответственно, нет страховки, и никто не несет ответственность за мою жизнь. Что же касается первого вопроса, то тут все сложнее, и с ним мы попробуем разобраться ниже.
Пассажиропоток между Крымом и Украиной огромен. Измученным ожиданием на границе, погодой и нервотрепкой людям не до выбора транспортного средства. Конечно, многие хотят сэкономить, но не все: часто пассажиры платят любую сумму, которую им называет «посредник», потому что никто не хочет застрять посреди степи.
Поездки на границу не представляют особой проблемы. Весь Крым увешан объявлениями: «Поездки в Киев, Харьков, Мариуполь, Одессу, Херсон, Геническ». Довезут куда угодно, правда, не очень дешево. Деньги с пассажиров в любом случае взимает посредник, и это черный нал.
С дорогой до МАПП «Джанкой» проще: билеты можно взять в кассе автовокзала Симферополя за 200 с копейками рублей, при этом вроде международные рейсы есть, но продажа билетов производится только до МАПП «Джанкой». Для чего тогда называть такие рейсы «международными»? Или где-то автобусы все же пересекают границу по пути от Симферополя до МАПП «Джанкой»? Это само по себе абсурдно. По каким федеральным законам происходят пассажирские перевозки в Крыму? О какой безопасности можно говорить в состоянии хаоса и махновщины?Вывод неутешителен: несмотря на то, что Крым три с половиной года находится в российском правовом поле, с юридической точки зрения в сфере перевозок у нас полный вакуум.
Разумеется, было бы гораздо удобнее, если бы пассажиры могли прямо на въезде в Крым брать билеты до нужного им населенного пункта. Вы удивитесь, но еще в 2016 году глава Крыма Сергей Аксенов дал распоряжение об обустройстве билетных касс на всех Крымских пунктах пропуска с Украиной. И выполнить его нужно было до 13 августа 2016 года.
Прошел год, а касс как не было, так и нет. Правда, чиновники периодически вспоминают о данном им поручении. Так, например, о том, что «автобусные кассовые павильоны будут установлены к курортному сезону на границе Крыма во всех трех пунктах пропуска», - представитель ГУП РК «Крымавтотранс» в очередной раз сообщил об этом еще в январе 2017 года. Тогда в ходе рабочей поездки состоялась встреча руководства «Крымавтотранса» с главой администрации Джанкойского района Александром Бочаровым и заместителем главы администрации Армянска Андреем Черненко.
Были рассмотрены возможные места размещения кассовых пунктов и стоянок рейсовых автобусов на пунктах пограничного пропуска «Джанкой», «Перекоп» и «Армянск». Но, как видим, курортный сезон-2017 близится к концу, а результат нулевой.
Подавляющее число транспортных фирм не платит налогов, не страхует пассажиров и их финансовый оборот абсолютно непрозрачен. Непонятно, кто управляет этим хаосом. Одно то, что указ Сергея Аксенова открыто игнорируется и саботируется с момента подписания, уже само по себе показательно. В итоге нелегальные перевозчики практически стали монополистами и диктуют свои условия, в результате чего по Крыму курсируют «маршрутки-невидимки», которых упорно не замечает ни одно из контролирующих государственных органов.
Две недели назад на пропускном пункте «Джанкой» произошел вопиющий инцидент. Рассказывает Владислав Антонов, замдиректора ООО «Фундамент»: «Нелегальные перевозчики недовольны нашими ценами, которые в два раза ниже. Были неоднократные попытки давления на наших водителей — чтобы они незаконно завысили стоимости проезда от МАПП «Джанкой». В результате в салон нашего автобуса конкуренты бросили камень, который, срикошетив, разбил лобовое стекло», — говорит он.«Это была прямая угроза жизни и здоровья водителю и пассажиров, но полиция Джанкойского района отнеслась к ситуации на удивление спокойно, истолковав все как личный конфликт, — продолжает Антонов. — При этом водитель в заявлении указал, что данные личности уже неоднократно угрожали в словесной форме ему и его ближайшим родственникам физической расправой».
Такие угрозы, по его словам, поступали всем водителям, работающим по маршрутам в сторону пунктов пропуска с Украиной. «Уже были случаи, когда эти же личности провоцировали аварийные ситуации на дороге, чтобы произошли ДТП с автобусами нашего предприятия. И только профессионализм водителей спасал пассажиров от трагедии. Мы предоставили видеоматериалы в ГИБДД: в итоге тех, кто пытался устроить ДТП, оштрафовали: на 500 рублей. Что происходит, и кому это выгодно?» — задает вопрос перевозчик.
Вокруг перевозок на границу Крыма с Украиной и обратно царит заговор молчания. Официальные лица и СМИ умалчивают обо всем: о количестве пассажиров, о том, сколько перевозчиков работает на этих линиях, и кто они. Отчасти это связано с политикой – власти не хотят признавать, что реальный объем трафика очень велик. Но важнее другое: «крыша» у нелегальных перевозчиков весьма крепкая.
В итоге огромные суммы проплывают мимо крымского бюджета, за безопасность пассажирских перевозок никто не несет ответственности, а пассажиры вынуждены мириться с грабительскими ценами.
При этом, по словам эксперта, для перевозчиков с Украины нет никаких препятствий для осуществления предпринимательской деятельности на полуострове, а крымские перевозчики работают в «тени». Впрочем, автобусы «Крымавтотранса», курсирующие между городами внутри полуострова, тоже набивают салоны зайцами, выезжая за пределы автовокзалов. Все об этом знают — и тоже ничего не меняется.